Движущие силы процесса воспитания как главный фактор развития личности

Каждый человек в течение жизни выступает в двух ипостасях: воспитанника и воспитателя. От рождения до смерти воспитательный процесс сопровождает людей. Это закономерное явление передачи культурного, психологического и социального опыта развивает как взрослых, так и детей. Что представляют собой движущие силы процесса воспитания, почему оно необходимо, разберемся в этой статье.

Особенности понятия

Понятие воспитание многогранное. Постоянное общественное воздействие выступает в качестве общего определения этого действия. А вот специально организованный процесс, имеющий четко поставленные цели и задачи, разработанное содержание, которое отражает современные социальные требования, и является воспитанием в том узком смысле, к которому мы привыкли.

При этом современные условия диктуют обязательное сотрудничество в процессе взаимодействия взрослого и ребенка.

Есть ряд некоторых особенностей, которые обеспечивают содержание воспитательного процесса, делают его эффективным.

Целеполагание

Все поставленные воспитателем цели, которые он хочет достигнуть, должны быть понятны и близки ребенку. Это одно из самых важных условий современного воспитания. Никакая, даже самая благая цель, не может быть навязана. Авторитарная система не способна обеспечить правильное целеполагание.

Множество факторов

В процесс взаимодействия нужно включать все факторы развития, которые необходимы для гармоничных и разносторонних отношений ребенка с миром. Это одно из самых сложно выполнимых условий, так как быстрые изменения и текучесть жизни не всегда позволяют воспитателям оперативно отреагировать на них. Тем не менее, личностные качества взрослого определяют успех главных, движущих сил воспитания.

Длительность процесса

Отсутствие быстрых результатов, невозможность оценить успех деятельности здесь и сейчас – еще одна особенность воспитательного процесса. Именно поэтому для воспитателя очень важно «чувствовать» ребенка, меняя тактику воздействия, если этого требует ситуация.

Четко следовать предписанным теоретическим положением, невзирая на особенность ситуации, – ошибка многих взрослых, которая может привести к плачевным последствиям.

Динамизм процесса

Постоянная изменчивость, подвижность и динамизм – вот главная характеристика воспитания. В процессе взросления малыш, превращаясь в подростка, а после во взрослого человека, «впитывает» проявления социального окружения. Процесс воспитания без учета этих особенностей не имеет смысла. При этом важно проявление как позитивных, так и негативных факторов. Ведь умение делать правильный выбор, анализировать и уметь ответить за свои поступки – это те качества, которые прививать нужно в первую очередь.

Необходимость действия

Действие – важная характеристика современного воспитательного процесса. Можно сколько угодно рассказывать о нравственном воспитании, но, если не показывать, как можно проявлять доброту и сострадание к ближнему, подобная теория бессмысленна. Каждый день ребенок должен в своей повседневной жизни, через свое собственное восприятие действительности использовать то, чему его учат.

Непрерывность

Каждое действие воспитательного характера должно прослеживаться через систематическое воздействие на психику и эмоции ребенка. Не стоит рассчитывать на то, что после одной проведенной беседы о вреде курения, малыш никогда не позволит себе в будущем увлечься это пагубной привычкой. Более того, скорее всего он просто забудет о многом, что ему говорилось, через несколько минут после того, как переступит порог дома или учебного кабинета. Устойчивы будут только те установки, которые прочно закрепились в сознании через систематическую работу педагогических работников и семьи.

Комплекс взаимодействия

Ребенок развивается скачкообразно. Периоды «временного затишья» чередуются со всплеском эмоционального, психического и физического развития. На детей ежедневно обрушивается шквал новых эмоций и информации, каждая из которых, по отдельности или в совокупности, формируют его мировоззрение. Учитывая этот факт, воспитательное воздействие также должно быть комплексным, анализирующим все направления жизни ребенка. Цели, задачи и методы процесса воспитания должны быть взаимосвязаны и направлены на удовлетворение потребностей развития молодого поколения.

Неоднозначность итогов

Одно и то же воспитательное воздействие будет иметь разные последствия для детей. Мы уже говорили о том, что результаты воспитания зависят от многих факторов, которые часто являются определяющими. Разная социальная среда, материальное положение родителей, психологическое и умственное развитие самым существенным образом влияют на процесс развития человека.

Обратная связь

Умение воспитателя взаимодействовать с ребенком во многом определяет успех процесса педагогического воздействия. Невидимые ниточки доверия и понимания должны крепнуть с каждым годом. Воспитанник должен «откликаться» на воспитательное воздействие, а не противиться ему.

Итак, сущность воспитания и его назначение базируется на современных идеях действия, вариативности и сотрудничества.

Специфика развития

Специфика характера воспитательного процесса состоит в его текучести и изменчивости. Его движущие силы постоянно видоизменяются и дополняются в зависимости от запросов общества и социального окружения.

Есть факторы, влияющие на воспитание, от проявления которых во многом зависит не только эффективность процесса воздействия, но и его проявления в целом.

  • Образ жизни близкого окружения может содействовать развитию или, наоборот, тормозить его;
  • Условия жизнедеятельности, которые зависят от семейных и школьных традиций и обычаев, характера национального самосознания и природных условий;
  • Степень владения информационным потоком, предоставляемым СМИ;
  • Место, которое занимает ребенок в школьном коллективе и семье;
  • Особенности личности и психофизического развития ребенка.

Следовательно, среда и воспитание как главные факторы, воздействующие на ребенка, являются важными составляющими развития.

В современной педагогике принято разделять факторы развития на объективные и субъективные.

Объективные причины никак не зависят ни от воспитателя, ни от воспитанника. Это место, где человек рожден, природные условия, традиции и национальность. Изменить эти факторы нельзя, а вот учитывать нужно обязательно. Подобные факторы составляют, так называемый, закон естественной связи.

Субъективные факторы – условия, которые непосредственно связаны с эмоциональными и психофизическими особенностями ребенка, а также его окружения, в том числе, воспитателя. Именно эти условия меняются постоянно, однако их воздействие на личность является первостепенной. Возникновение их связано с определенной жизненной ситуацией и происходит за короткое время.

Именно поэтому воспитание, сущность его назначения и современные идеи в работе с детьми должны учитывать все субъективные факторы.

Сила противоречий

Развитие человека в любом возрасте основано на преодолении трудностей и разного рода противоречий. Благодаря их разрешению и формируется процесс воспитания.

Различают 2 вида противоречий: внешние и внутренние.

Противоречия внешнего характера базируются на взаимоотношениях человека с социумом и целенаправленном воспитательном воздействии различных уровней.

Так как процесс воспитания стремится к процессу интеграции (объединению всех факторов воздействия), то вполне естественным является появление дезинтеграции, которое также связано с внешними противоречиями.

Способность разрешать противоречия между интеграцией и дезинтеграцией является первой движущей силой развития процесса воспитания.

Определяющей способностью интеграции является сплочение коллектива и подведение жизненных ситуаций к определенным стандартам.

Дезинтеграция – это нарушение привычного хода жизни и изменения типичных ситуаций, рост индивидуальных различий.

Интеграция и дезинтеграция крайне важны для правильного воспитательного процесса. Без них развитие личности будет неполноценным и односторонним.

Человек – самый нестабильный фактор процесса воспитания. Это вполне объяснимо, ведь стремление к свободе и независимости – важная составляющая любой личности. Поэтому в процессе целенаправленного воздействия на личность необходимо крайне осторожно работать с дезинтеграционными факторами.

Перечислим основные элементы внешних противоречий:

  • Противостояние педагогического воздействия школы и семьи, семьи и общества и т. д.;
  • Различие установок современного педагогического развития и семейных традиций;
  • Конфликт между запросами общества и реальными возможностями материального обеспечения человека.

Внутренний конфликт

Характер внутренних противоречий основан на личностном конфликте, который определяет себя в индивидуальных стремлениях и интересах человека.

Дадим характеристику основным внутренним противоречиям, чтобы понять, какую роль они занимают в процессе воспитания.

  • Уровень возможностей и желаний. Взрослые могут использовать данное противоречие как положительный фактор, мотивируя ребенка к новым достижениям в учебной деятельности и в поведенческой сфере;
  • Уровень потребностей и способность их реализовывать. Задача взрослых – создавать условия для реализации всех потребностей ребенка;
  • Конфликт между привычными заданиями и новыми, более сложными, к решению которых личность может быть не готова. Данное противоречие необходимо создавать искусственно, так как с помощью этого конфликта личность переходит на новый уровень развития.

Хочется отметить, что данные противоречия могут возникать естественным путем или создаваться искусственно в качестве метода воспитания. В любом случае воспитатель обязан контролировать, чтобы данные внутренние конфликтные ситуации не выходили за рамки возрастной категории ребенка и соответствовали его психическим и индивидуальным способностям.

Задача воспитателя – помогать преодолению противоречий так, чтобы ребенок с их помощью вышел на новый уровень развития.

Правильное воспитание, его сущность, назначение, применение современных идей предусматривает использование внешних и внутренних противоречий в качестве движущих сил процесса целенаправленного развития личности.

Adblock detector