Умственное воспитание детей как показатель их интеллектуального развития

Говоря о воспитании, многие подразумевают целенаправленное развитие исключительно нравственных качеств. Однако воспитание умственное в современном обществе не менее актуально. Активно развивающаяся общественная жизнь, которая с каждым днем становится все насыщенней информационно, требует от образовательного процесса новых способов развития ума и воспитания подрастающего поколения.

рыжий малыш
В каждом новорожденном ребенке заложен огромный умственный потенциал, развитие которого зависит от направленного воспитательного воздействия взрослых: семьи, дошкольного учреждения, школы, социума.

Понятие умственного воспитания неразрывно связано с умственным развитием. Это взаимодополняющие единицы педагогического процесса. Можно сказать, что умственное воспитание невозможно без определенных природных задатков и развития ума.

Взаимосвязь развития и воспитания

По мере взросления ребенка и социального воздействия на него изменяется процесс познания и мыслительной деятельности. Эти изменения называются умственным развитием.

Развитие ребенка младшего возраста происходит очень быстро. После поступления в дошкольное учреждение под влиянием коллектива и целенаправленной работы воспитателей у малыша начинают активно проявляться следующие навыки и умения:кубики для детей

  • Развитие коммуникативных умений и общее формирование речи;
  • Интенсивное познание нового через восприятие окружающей действительности;
  • Раскрытие потенциала познавательных возможностей;
  • Овладение простейшими навыками деятельности ума.

Вся дальнейшая деятельность малыша, базирующаяся на обучении и познании, будет зависеть от того, насколько правильной была организация умственного развития в первые годы его жизни.

Развитие ума происходит исключительно под воздействием общества, в котором проводит все свое время ребенок. Влияние это может быть неосознанным (личный пример и способы подражания) и осознанным (направленное на личность воздействие в виде воспитательных процессов).

Становление интеллектуальной деятельности малыша с трех до шести лет проходит циклично и включает в себя следующие этапы:

школьные друзья

  • Познание через общение;
  • Развитие через предметную деятельность;
  • Формирование интеллекта с помощью игры;
  • Становление интеллектуальных навыков с помощью обучения;
  • Приобщение к трудовой практике;
  • Применение полученных знаний в продуктивной сфере.

Как уже говорилось выше, развитие ума происходит исключительно под воздействием обучения и воспитания.

Считается, что основными показателями умственно развитой личности являются следующие факторы:

  1. Быстрое и качественное усвоение новой информации;
  2. Накопление базы знаний;
  3. Активное творческое мышление;
  4. Умение использовать способы овладения познанием.

мягкие игрушкиРабота по организации умственного воспитания должна использовать специфику и возможности развития ума. Исходя из этих особенностей, ставятся задачи, происходит выбор содержания, методов и средств воспитания.

Педагогика, тесно сотрудничая с психологией, занимается активным поиском возможностей для развития ума дошкольников с целью нахождения оптимального выбора содержания умственного воспитания. Необходимо подобрать такие методы и средства, которые смогли бы гармонично развивать интеллектуальные возможности ребенка, при этом делая акцент на возрастных и индивидуальных особенностях. Недопустимо чрезмерно перегружать малышей информацией. Не менее важно использовать весь имеющийся интеллектуальный потенциал для полного раскрытия возможностей ума детей.

Закономерности развития ума

Содержание умственного воспитания направлено на рассмотрение следующих вопросов:

  • Реализация целей и задач;
  • Развитие ощущений;
  • Анализ восприятия;
  • Исследование наглядного материала;
  • Формирование особенностей познания и интеллекта;
  • Внедрение новых методов, форм и средств.

Работники детских садов должны обеспечить условия для полноценного раскрытия умственного потенциала детей, создавая необходимые для этого условия и осуществляя воспитательное воздействие. К моменту поступления в школу дети должны обладать рядом умений и навыков:

  1. Иметь элементарные понятия об окружающей действительности;
  2. Владеть важными мыслительными операциями (уметь сравнивать, обобщать);
  3. Уметь выделять главное и второстепенное;
  4. Устанавливать правильные причинно-следственные связи;
  5. Обладать определенной подготовкой к учебе.

Итак, умственное воспитание – такое воздействие педагогов и родителей на сознание детей, которое предполагает развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности. То есть задача взрослых показать способы и методы, с помощью которых ребенок сможет добиться интеллектуальных высот, а не преподносить им знания в готовом виде.

занятия на природе

Главная цель воспитания интеллекта в детских садах – подготовить будущих школьников к обучению. Малыш должен уметь отстоять свою точку зрения, быть активным и целеустремленным, выдержанным и самостоятельным.

Для внедрения основ интеллектуального воспитания в обучение педагогам важно правильно и непрерывно работать в следующих направлениях:

  • Совершенствовать представления об окружающем мире;
  • Развивать интерес к познанию и психические процессы, отвечающие за это познание;
  • Формировать навыки любознательности как основы интеллектуальных навыков;
  • Использовать природные задатки для дальнейшего развития ума.

Педагог должен непрерывно и последовательно увеличивать запас детских знаний об окружающей действительности, уточнять их, приводить в определенную систему.

В процессе обучения малыш должен обучиться следующим навыкам и понятиям:

обучение с прогулкой

  • Различать признаки (цвет, форму, величину, вкус);
  • Ориентироваться в их свойствах (может разбиться, сломаться, пролиться и т. д. );
  • Иметь понятия о составляющих природных явлений (смена времен года, особенности поведения животных и растений в различные периоды);
  • Уметь наблюдать за природой, растениями, насекомыми, животными;
  • Иметь необходимые познания об общественно-полезном труде (культуре труда, навыках работы, пользе и важности этого занятия);
  • Понимать суть общественной и социальной жизни, иметь формирующиеся чувства любви к родине.

Онтогенез познавательных процессов психики является приоритетной задачей воспитания ума.

  1. Высокий уровень развития ощущений, умение ими пользоваться и применять для развития умственных способностей позволяет максимально познавать окружающую действительность. Следовательно, сенсорное воспитание – начало воспитание ума.
  2. Коммуникативные умения и навыки — важная составляющая познавательной деятельности. С помощью навыков развитой речи ребенок имеет возможность высказывать свои мысли, понимать речь других. В дошкольном образовании большое значение уделяют расширению словарного запаса детей, работе по грамматическому совершенствованию и развитию речи.
  3. Сформированная способность к запоминанию необходимой информации расширяет возможности памяти. Задача педагогов состоит в том, чтобы максимально развить данную возможность.
  4. Развитие воображения – важная составляющая общего воспитания, так как без нее невозможна творческая деятельность. В первые годы жизни ребенка воображение носит воссоздающий характер, со временем преобразуясь в творческое.
  5. У детей младшего возраста мышление основывается на наглядных действенных и образных особенностях. С их помощью формируется логическое восприятие, основанное на понятийном мышлении.
  6. Природная любознательность, заложенная в каждом ребенке, является мощным стимулом к познанию. Желание все узнать отражается в большом количестве задаваемых вопросов. Воспитатель должен максимально понятно давать на них ответы, направляя ребенка к самостоятельному познанию и поиску необходимых решений. Развитие любознательности детей – важная задача воспитания.

Заложенные природой и генетическими особенностями способности должны сформироваться и развиться в начале жизни.

Способность – особенность личности, создающая возможность овладеть определенными навыками. Умственные способности отражаются в быстроте реакции, критичности и анализе, вдумчивости и пытливости ума.

Необходимость сенсорного воспитания

Богатая палитра эмоционального восприятия позволяет получать сведения о том, что окружает детей. Следовательно, хорошо развитая культура сенсорного восприятия является частью познавательной деятельности.

мягкие кубики для малышей

С помощью сенсорного восприятия развиваются следующие умения:

  • Различать цвета и их оттенки;
  • Группировать предметы по форме и содержанию;
  • Основываясь на высоте и тембре звуков, выделять особенности музыкальных произведений и т. д.

Чтобы развить восприятие, малыши должны исследовать предметы и пользоваться сенсорными эталонами.

Сенсорный эталон – это накопленные обществом за знания, взятые в качестве совершенства.

В начале жизненного пути у малышей формируются только задатки сенсорных эталонов, которые по мере взросления превращаются в совершенные эталоны, часто восходящие к их собственным утверждениям.

рисованиеВ начале 20 века была разработана методика сенсорного развития Марией Монтессори. Она предполагает воспитание ощущений на основе качественного различия детьми цвета и его оттенков, формы и величины предметов. Вся деятельность малышей должна проходить самостоятельно, включая в себя не только работу без помощи взрослого, но и навыки самоконтроля.

Несмотря на очевидные достоинства данной методики, она имеет ряд недостатков, главный из которых — развитие сенсорного восприятия в отрыве от коммуникативных навыков и продуктивной деятельности.

Только комплексное использование форм и методов позволит добиться развития познавательной активности. Например, весьма эффективным является развитие восприятия чувств в игровой деятельности, где могут быть задействованы все органы восприятия в совокупности с другими развивающими факторами.

Современная педагогика расширила традиционное содержание сенсорного воспитания, включив в него ориентирование по времени и развитие музыкального и речевого слуха.

В дошкольном возрасте происходит первое знакомство детей с понятием время. Им пока еще сложно понять, почему «вчера» вдруг становится «сегодня» и т. д. Однако целенаправленная и регулярная работа в этом направлении поможет малышам ориентироваться во временных законах, определять дни недели, месяцы, части суток.

Работа со слуховой чувствительностью тоже является частью сенсорного восприятия. Во время обучения ребенка грамоте важно, чтобы он мог воспринимать звуки речи и соединять их в слова. В отдельную группу восприятия выделяют музыкальный слух, который предполагает умение различать красоту мелодий, различие звуков по высоте и тембру.

Повседневная жизнь предполагает ненавязчивое и регулярное знакомство с ощущениями. Весьма эффективна в этом отношении продуктивная деятельность, которая в процессе повседневных творческих заданий помогает развивать не только восприятие, мелкую моторику и коммуникативные умения, но и предполагает развитие мыслительной деятельности. Конструирование, изобразительное искусство, лепка и другие виды деятельности вызывают необходимость овладения цветом, формой и пространственным ориентированием.

природа

Один из методов сенсорного воспитания, обследование предметов, призван исследовать их свойства, особенности и взаимосвязь. Этот метод позволяет выделять цвет, величину и форму. Учат навыком обследования, учитывая возраст и интеллектуальные особенности детей: с возрастом задания усложняются, количество выделяемых признаков увеличивается, появляется логическое осмысление.

Различные дидактические игры являются прекрасным средством развития сенсорных навыков.

Мысль как фактор умственного развития

Формирование познания является важным аспектом умственного воспитания, так как помогает развитию мыслительных операций, развивает интеллектуальные способности и, соответственно, обеспечивает определенным багажом знаний.

Возникновение мышления возможно только на основе практической интеллектуальной деятельности. С помощью практики ребенок постигает границы объектов, учится их сопоставлению, анализу, группировке. В связи с этим начинается работа первого вида мышления – наглядно-действенного.

Продолжая развивать мыслительные процессы, педагоги обеспечивают базу для появления способности мылить образно.

Вторая половина дошкольного возраста характеризуется развитием логического мышления, которое находится в тесной взаимосвязи с коммуникативными умениями.

Развиваются в этом возрасте память и воображение, без которых невозможно полноценное развитие умственной деятельности.

С помощью памяти происходит сохранение информации, с целью возобновления и пополнения ее в дальнейшем. Успешная интеллектуальная деятельность невозможна без способности накопления фактического материала, знаний.

Воображение помогает создавать ребенку новые образы, базируясь на тех впечатлениях, которые были известны ему ранее. Оно способствует развитию всех мыслительных операций, формирует творческое осмысление действительности.

Коммуникативные навыки и умения

чтение вслухПереоценить роль развития речи в младшем возрасте невозможно. Активное пополнение словарного запаса ребенка расширяет круг его интеллектуальных интересов, помогает овладеть знаниями о предметах окружающей действительности, их специфике и взаимоотношениях. С помощью речи малыш не только может приобрести нужные ему познания, но и сможет развить собственные мыслительные навыки.

Очень важным моментом в развитии коммуникативных навыков является пример взрослых. Ориентируясь на речевое развитие окружающих его людей, малыш повторяет, обобщает и систематизирует услышанное. Вот почему так важно показывать правильный пример грамотной, развивающей и обучающей речи.

Возраст до школы считается отправной точкой в решении важных коммуникативных задач:

  • Активное пополнение словарного запаса;
  • Формирование основ грамматического строя речи;
  • Онтогенез навыков связной речи;
  • Привитие культуры применения диалогических форм общения.

Любознательность – основа интеллектуального развития

Невозможно развивать какие-либо навыки и умения у ребенка без его активного содействия. Интерес к знаниям, который проявляется в любознательности, помогает сделать педагогическую деятельность успешной.

Детям интересно все: почему и как называются предметы, как они устроены, что с ними нужно делать и так далее. Педагогам необходимо направить природный интерес в нужное им образовательное русло.

Что малышу интересно, в каких направлениях он реализуется больше всего, покажут творческие работы крохи: рисунки, ролевые игры, выдуманные истории.

Вопросно-ответная деятельность позволяет не только развить любознательность детей, но и позволит продолжить процесс формирования других мыслительных процессов.

Вопросы, задаваемые детьми, принято делить на две группы:парта для малышей

  1. Познавательные (задаются с целью познания нового материала);
  2. Коммуникативные (используются для привлечения внимания взрослых к проблемам и переживаниям детей).

С помощью вопросов происходит общение со сверстниками и взрослыми, следовательно, развиваются коммуникативные навыки и интеллектуальные способности.

Мир, окружающий ребенка

Наличие сформированных знаний в сознании ребенка еще не говорит о всестороннем умственном развитии. Только умение применять эти знания в соответствии с требованиями окружающей действительности обеспечит полноту интеллектуального развития.

Все, что окружает ребенка с рождения, является источником познания. Однако не все из этого окружения представляет ценность для развития интеллекта. Родители и воспитатели призваны определить объем и содержание получаемых знаний, которые смогут обеспечить полноценное умственное развитие.

В дошкольных учреждениях очерчен следующий круг проблем окружающей действительности, с которыми необходимо познакомить детей:

  • Знания о природных явлениях;
  • Познание мира вещей и предметов;
  • Вовлечение в трудовую деятельность;
  • Привитие знаний о людях труда;
  • Знакомство с важными событиями общественной и социальной жизни.

С первых лет жизни малыш овладевает двумя категориями знаний:

  1. Понятия и явления, которые воспринимаются крохой самостоятельно в ходе его жизни без участия какого-либо руководящего процесса. Как правило, эти знания не систематизированы и не всегда объективно отражают действительность.
  2. Познания, приобретенные в ходе познавательной деятельности, имеющие четкое и целенаправленное руководство. Знания, приобретенные самостоятельно, систематизируются и обобщаются на занятиях под воздействием воспитательных методов.

божья коровка

Подведем итоги

Любое воспитание как педагогический процесс необходимо для развития полноценной и гармоничной личности. Умственное воспитание призвано развить интеллектуальные способности ребенка, его познавательную активность, коммуникативные навыки и умение взаимодействовать с другими членами общества. Развитие ума поможет сформировать все важные качества достойного и ответственного гражданина демократического государства. Интеллектуально развитая личность, умеющая реализовывать полученные знания в повседневной и общественной жизни, в профессиональной сфере по праву является национальным достоянием своей страны.

Adblock
detector