Половое воспитание, его цели и задачи, специфика

прогулка малышей за ручки

Долгое время в нашей стране педагогика не рассматривала воспитание половое как часть общей системы развития ребенка. Это привело к сексуальной распущенности и утрате нравственных ориентиров, которые предполагают четкое распределение ролей мужчин и женщин в социуме.

Стремительное развитие общественной жизни требует от воспитателей и педагогов тщательного и взвешенного подхода к этому вопросу. Обилие информации, которая заполонила интернет — просторы, позволяет быть максимально подкованными в теоретическом плане. Однако до сих пор не утихают споры о том, кто должен играть главную роль при освещении данной проблемы: родители или учреждения образования. Более того, спорным остается вопрос о том, с какого возраста стоит начинать подобное воспитание и в каком объеме должны преподноситься знания.

Понятие полового воспитания

Полоролевое воспитание – комплекс воздействия на подрастающее поколение медицинских и педагогических работников. Оно призвано развивать правильные ориентиры в вопросах половой жизни, а также выделение своей принадлежности к определенному полу. Проще говоря, детей учат осознавать роль мужчин и женщин в социуме. Данное направление включает в себя множество вопросов:
половая принадлежность детишек

  • Стиль одежды;
  • Манеры поведения;
  • Взаимоотношения мальчиков и девочек;
  • Права и обязанности в социуме;
  • Различие сфер интересов и увлечений.

Цель такого воспитательного воздействия заключается в привитии молодому поколению нравственных критериев в отношениях мужчин и женщин.

Педагогическая наука выделяет следующие задачи полового воспитания:

Когнитивная.

1.Она выполняет познавательную функцию. Детям необходимо предоставить основные теоретические сведения и сформировать элементарные представления о проблеме. При этом любой материал должен подаваться с учетом возрастных особенностей детей.

2.Эмоционально-чувственная.

Эта задача представляется одной из ведущих, так как эмоциональная составляющая помогает развивать лучшие нравственные качества на подсознательном чувственном уровне. С ее помощью дети учатся:

  • Сопереживать и сочувствовать;
  • Выбирать в качестве образца для подражания человека, имеющего социально одобряемый статус.
  • Осознавать половую принадлежность и вырабатывать стремление перенимать лучшие качества мужчины или женщины;
  • Гордиться принадлежностью к своей семье, уважать родителей и ценить честь рода;
  • Развивать в себе чувство собственного достоинства.

маленький джентльмен с цветочками для девочки

3.Поведенческая.

Позволяет добиться навыков правильного поведения, которые зависят от половой принадлежности, возрастных особенностей и уровня интеллектуального развития. Эта задача помогает сформироваться таким навыкам:

  • Воспринимать других людей в качестве представителей противоположного пола;
  • Уметь избегать конфликтов в повседневном общении;
  • Выполнять специфические «мужские» и «женские» обязанности;
  • Проявлять заботу в отношении членов семьи.

Можно сделать вывод, что задачи нравственно-полового воспитания призваны воспитать из мальчика настоящего мужчину, который способен отвечать за свои поступки и слова, нести ответственность за свою будущую семью, а из маленькой девочки – счастливую женщину, умеющую ценить семью и понимающую ее значимость.

Содержание воспитательного процесса

Содержание полового воспитания определить достаточно просто, ведь оно является все тем, что окружает ребенка: отношения представителей разных полов в повседневной жизни и семье.

большая компания мальчишек и девчонок

Для педагога важно ориентироваться в содержании полового воспитания, так как с его помощью он может решать поставленные задачи. Одним из звеньев цепочки успешного гендерного воспитания является применение следующих принципов:

  • Принцип единства требований. Предусматривает работу в общем направлении медицинских работников, семьи и педагогов.
  • Принцип дифференциации, который предусматривает поэтапное овладение нужными знаниями с учетом возраста, психологических и индивидуальных особенностей детей, уровня культурного развития родителей.
  • Принцип достоверности, который заключается в изложении доступной и правдивой информации.
  • Принцип индивидуализации, который основывается на дифференцированном подходе и учитывает личностные особенности каждого ребенка.
  • Принцип соотнесенности нравственных установок и реальных условий жизни. Этот принцип важно использовать при работе с детьми из неблагополучных семей. Так как воспитать мужественного мужчину, уважающего женщин, из мальчика, который живет в семье, где отец избивает мать, будет сложно.

Как видим, при нравственно-половом воспитании используются общие положения воспитательной работы, однако без их знания и применения процесс социализации подрастающего поколения в этом направлении будет невозможным.

Половые различия

простор для игры у мальчикаДля того чтобы половое воспитание было правильным, нужно знать особенности психофизического развития у мальчиков и девочек.

Несмотря на то, что мальчики, как правило, включаются в учебные занятия немного позже, чем девочки, они более склонны к анализу и деятельности, связанной с поиском. При этом в степени аккуратности и тщательности выполняемой работы они уступают представительницам слабого пола.

Девочки отлично справляются с решением поставленных задач, выполнение которых происходит по заранее изученному образцу.

Конечно, такое деление очень условно, ведь в целом интеллектуальные способности детей обоих полов равны. Однако проявление склонностей и интересов накладывает свой отпечаток на учебную деятельность и игровые пристрастия.

К примеру, девочки с удовольствием играют с куклами в ограниченном пространстве, тогда как мальчикам необходим простор для игровой деятельности, учитывая их подвижность.

Девочкам сложнее ориентироваться в незнакомой обстановке, для конструктивной деятельности им необходима цель. Мальчики быстрее осваиваются в новом месте, находя себе занятие по душе. При этом девочки чаще выражают сомнение в успехе или радость от победы в процессе новой для них деятельности, а мальчики предпочитают делиться впечатлениями после выполнения задания.

игровая обстановка для девочекТо есть для девочек важен процесс общения между людьми, а мальчики используют их для получения нужной информации.

В целом вся игровая и учебная деятельность мальчиков более разнообразна, но менее организованна. Для них важно, какой этап их деятельности получил положительную или отрицательную оценку. Тогда как девочки бурно реагируют на проявление общей характеристики выполненной работы.

Более того, проявление половых различий меняется на определенном жизненном этапе детей. Этот момент необходимо учитывать взрослым на разных этапах нравственно-полового воспитания.

Дошкольники

Половое воспитание дошкольников преследует две цели: прививать правила личной гигиены и учить общению со сверстниками, избегать конфликтных ситуаций.

Особое внимание следует уделить закаливанию, ведь половое воспитание тесно связано с физическим развитием. При развитии детей дошкольного возраста следует придерживаться следующих правил:

  • Исключать любое воздействие на эрогенные зоны детей во время гигиенических процедур;
  • Не использовать тесную одежду;
  • Вовремя избавляться от глистов;
  • Обеспечить доброжелательные отношения в семье, которые станут примером правильных межличностных отношений между мужчиной и женщиной.

Дошкольный возраст – начало формирования интереса к противоположному полу и поиска ответа на самые различные вопросы: «Как я появился на свет? Почему мальчики отличаются от девочек?» Любопытные дети задают многочисленные вопросы, интересуясь всем, что касается различия полов. Причем подобные вопросы они задают, как правило, родителям. Взрослые должны доступно и честно раскрыть малышам «тайну» их появления на свет.

первая симпатия к противоположному полу

Однако не стоит впадать в крайности и детально описывать весь процесс зарождения новой жизни. Достаточно ограничиться такими объяснениями: «Мы забрали тебя из роддома», «Ты вырос из маленького семечка у меня в животе». Детям этого возраста подобных пояснений вполне достаточно, и они не будут требовать более подробных пояснений.

Половое воспитание – важный элемент общего развития малышей, поэтому в его процессе следует учитывать не только физиологические особенности детей, но и индивидуальность их психических процессов.

Для того чтобы между мальчиками и девочками установились гармоничные дружеские отношения, малышам следует прививать такие качества:

  • Умение сдерживать эмоции;
  • Желание оказать другу (подруге) помощь и поддержку;
  • Стыдливость;
  •  Скромность.

Содействовать развитию этих качеств будут совместные прогулки, посещение театров, туристические походы и т. д.

Подростки

Один из самых сложных кризисных периодов в жизни человека – подростковый возраст. Причем его сложность обеспечивается как раз половым созреванием, всплеском гормонов, которые вызывают изменение физических качеств подростка и всего его мировоззрения.

Взрослые в это непростое время должны уделить максимальное внимание нравственно-половому воспитанию подростков. Период первой любви и желания обрести полную свободу и независимость чреват опасностью первых сексуальных опытов, которые могут закончиться приобретением заболеваний, передающихся половым путем, эмоциональными срывами и потерей правильных жизненных ориентиров.

Половое воспитание детей этого возраста сводится к подготовке к новой, взрослой жизни, в которой помимо удовольствий существуют обязанности и ответственность. Отношения с противоположным полом должны строиться в соответствии с теми социальными нормами, которые давно установлены в обществе. Правильное половое воспитание обеспечивает развитие эмоционально и нравственно зрелой личности.

Перечислим основные направления в работе по половому воспитанию с подростками:

переход во взрослую жизнь парня и девушки

  • Формировать женственность (мужественность) как основные отличительные признаки полового различия;
  • Оптимизировать формирование сексуальной активности через осознание нравственных ориентиров;
  • Готовить подростков к осознанному супружеству как ответственному и необходимому шагу;
  • Освещать важность материнства (отцовства), предназначение родительской миссии;
  • Формировать навыки здорового образа жизни посредством объяснения важности супружеской верности. Объяснять причины возникновения и последствия венерических заболеваний, СПИДа.

При этом половое воспитание будет приносить плоды только тогда, когда педагогические работники тесно взаимодействуют с семьей, применяют единый комплекс мер воздействия.

Это время, когда происходит душевное и физическое формирование подростка, важно максимально использовать для предоставления ему нужной и, главное, правильной информации.

Подведем итоги

Учитывая то, что отклонения от половых норм наблюдаются у детей и подростков все чаще, проблема полового воспитания становится актуальной на всех возрастных этапах развития детей. Информация в данном вопросе является единственной возможностью уберечь подрастающее поколение от роковых ошибок, которые могут иметь очень серьезные последствия. Поэтому проводить работу по нравственно-половому воспитанию нужно с раннего детства, причем делать это целенаправленно и систематически, используя пример отношений в семье в качестве идеала, к которому нужно стремиться.

Adblock detector