Определяющие компоненты системы воспитания
Содержание
Воздействие на личность ребенка, с помощью которого происходит формирование индивидуальных качеств и взглядов, предусматривает использование определенной системы воспитания.
Система воспитания детей – это принципы, с помощью которых определяется содержание воспитательного процесса.
Основополагающими и определяющими компонентами любой системы воспитания являются методы, цели и задачи. С их помощью формируются специфические особенности воспитательной системы.
Педагогика имеет в арсенале большое количество систем, помогающих в деле воспитания подрастающего поколения. Каждая из них базируется на конкретных аспектах (развитие интеллекта, физических качеств и т. д. ), имеет свои плюсы и минусы.
Какую из них выбрать родителям и стоит ли придерживаться какой-либо системы воспитания, попробуем разобраться в этой статье.
Использовать или нет?
Все родители знают, что от того, какое воспитание получит ребенок в семье в первые годы жизни, зависит его дальнейшая жизнь. В этих словах нет ни доли преувеличения.
Однако многие родители не видят необходимости в использовании каких-то систем, предпочитая воспитывать наследников «по старинке», так как когда-то воспитывали их. В таких случаях взрослые не задумываются, что ошибки, допущенные ими, могут иметь серьезные последствия для еще не окрепшей психики малыша.
Воспитание должно быть осознанным, когда все члены семьи воздействуют на малыша, формируют у него лучшие нравственные качества, развивают интеллектуальные и физические возможности. Спонтанное, не имеющее четких целей, применяемое время от времени воспитание обречено на провал. От него не будет никакой пользы.
Поэтому родителям целесообразно ознакомиться с системой общих методов воспитания, чтобы выбрать ту, которая подойдет их конкретной семье.
Известно много педагогических систем воспитания, каждая из которых базируется на развитии определенных навыков и качеств ребенка. Взрослые, зная индивидуальные особенности своего малыша, смогут воспитывать его всесторонне, опираясь на лучшие качества.
Однако не стоит впадать в крайности, слепо следуя указаниям авторов новомодных методик. Ни один из этих авторов не знаком с вашим ребенком лично, поэтому и рекомендации будут общими. Целесообразно изучить несколько методик, чтобы потом выбрать из них то, что подходит для воспитания именно вашего ребенка.
Немного теории
Родители, которые хорошо знают и чувствуют своего малыша, вполне могут стать авторами своих собственных систем воспитания. Для этого им достаточно любить его и знать некоторые теоретические положения.
От педагогов и психологов можно часто слышать, что они использовали для работы с детьми определенные методы.
Что представляет собой система методов воспитания?
Методы – это выбранные воспитателем способы взаимодействия с ребенком, которые решают важные задачи его развития. Однако один способ, даже если он самый лучший, не сможет выполнить весь спектр нужных задач. Поэтому воспитателем должна использоваться система методов воспитания.
Так как методы находятся в постоянном взаимодействии, принято их группировать, основываясь на возможностях в развитии тех или иных качеств личности.
Их классификация не является чем-то незыблемым. Она постоянно меняется и дополняется. Более того, в педагогике есть несколько популярных группировок методов, которыми с успехом пользуются родители и педагоги.
Известный педагогический деятель Ю. К. Бабанский распределяет их по таким группам:
- Методы, которые помогают формировать сознание и личность малыша;
- Методы, организующие общественную деятельность и развивающие социальное поведение;
- Методы, с помощью которых происходит стимуляция правильного поведения и активной деятельности;
- Методы, прививающие навыки самоконтроля и самоорганизации.
Не менее интересна система форм и методов воспитания Е. Н. Ильина. Он предлагает использовать такое взаимодействие методов:
- Убеждение;
- Общение;
- Организованная деятельность;
- Воздействие взрослых.
Е. Н. Ильин считает, что главный принцип любой педагогической системы – гуманизация.
Методы, базирующиеся на логическом развитии ребенка, социума и отношений в нем, раскрыты в системе Л. Ю. Гордина и В. М. Коротова.
Эта достаточно специфичная классификация, которая представлена следующими направлениями деятельности воспитателя:
- Методы, с помощью которых достигаются умения и навыки к коллективному самообслуживанию;
- Способы убеждения через дискуссию, информационный поиск и т. д.
- Приемы воспитательного стимулирования, которые заключаются в создании успешной ситуации, перспективах, наказаниях и поощрениях.
Как выбрать методы воспитания
Ознакомившись с педагогическими статьями, в которых много написано о методах воспитания, родители не всегда могут определиться с выбором методов воздействия, подходящих их ребенку.
Для того чтобы не ошибиться в таком важном деле, нужно помнить о критериях отбора методов:
- Обозначьте цели своего воспитательного процесса. Подумайте, чего вы хотите достигнуть, каким способом.
- Тщательно проанализируйте средства и принципы, которые будете использовать.
- Основой выбора средств должны стать психологические и физические особенности вашего малыша, его возраст и способности.
- Критически отнеситесь к собственным возможностям. Выбирайте те методы, которые сможете реализовать.
- Помните, что воспитание является непрерывным процессом. Нельзя использовать его время от времени.
Совместная деятельность
В школьной педагогической практике популярна методика коллективной деятельности. Предполагается, что в коллективе развиваются лучшие качества ребенка, в том числе и его индивидуальность.
Данная методика предусматривает гуманизацию всего педагогического воздействия, развитие личностных качеств и наличие активной деятельности детей.
С успехом применяется эта методика в семейном воспитании. Ведь семья является маленьким коллективом, где все члены способствуют проявлению индивидуальности друг друга.
Главный элемент методики коллективной деятельности – правило четырех «С». Оно предполагает, что дети должны сами придумать, распланировать, организовать и оценить задание. При этом нужно подчеркнуть, что задание, предложенное детьми, должно быть нравственным и полезным людям. Таким образом, происходит гуманизация активной творческой деятельности.
Естественно, чем больше детей в семье, тем успешнее будет применение данной системы. Еще А. С. Макаренко доказал, что воспитание детей разного возраста в многодетных семьях успешнее, чем воздействие родителей на одного ребенка.
Ознакомившись с основными классификациями методов воспитания, родители смогут выбрать те приемы и способы воздействия на своего малыша, которые подходят только их любимому чаду.
Система оздоровительного воздействия
Какую бы систему методов ни выбрали родители, они должны помнить, что всестороннее развитие личности невозможно без развития физических качеств и активности.
Система физического воспитания предусматривает соблюдение четкого распорядка дня, правильное питание, гармоничное распределение часов работы и отдыха. Причем необходимо чередовать умственную и физическую нагрузку, чтобы дать возможность организму компенсировать затраченные силы.
«Новинки» воспитания
Современные педагогические идеи базируются на тех же принципах гуманизма и всестороннего развития, что и традиционные. Причем менталитет оказывает влияние и на особенности воспитательного процесса.
Например, в Японии считается, что до пяти лет малыш должен развиваться без каких-либо запретов и ограничений. Пока ребенку не исполнилось пятнадцать лет, родители строги и последовательны в своих требованиях. По достижению пятнадцатилетнего возраста, подросток приравнивается к взрослому человеку и имеет такие же обязанности, что и другие члены общества.
Французская система воспитания базируется на семейных традициях, воздействие на детей мягкое. Оно отличается лояльностью. Так как в стране первостепенное значение имеют карьерные достижения, детям с малых лет внушается необходимость приобретения навыков профессионального мастерства.
На однозначной организованности процесса жизнедеятельности базируется немецкая система воспитания. Ребенок живет по четким правилам, которые разработали для него взрослые: режим дня, рациональное питание, правила поведения.
Однако это не исключает возможности самовыражения и личного пространства. В учреждениях образования категорически отвергается авторитарный стиль обучения. Основополагающим моментом воспитания является развитие личностных и интеллектуальных качеств малыша.
Учитывая разнообразие методов и форм воспитательного процесса, в 20 веке появилось множество авторских методик, где деятели педагогики, медицины и психологии излагают свой взгляд на воспитание личности.
Система Марии Монтессори стала особо популярна в наше время. И родители начинают использовать ее, как только малышу исполнится 8 месяцев, хотя разрабатывалась она для детей от трех лет.
Главные принципы данной системы состоят в следующем:
- Ребенок – личность, поэтому должен обладать свободой в действиях и самостоятельно принимать решения;
- Старшие дети принимают активное участие в развитии младших;
- Обязанность взрослого состоит в том, чтобы определить, что интересно для малыша в конкретный момент. Предоставить для развития этого интереса все необходимые условия.
Несмотря на несомненные достоинства, данная система имеет ряд недостатков.
- Она не предусматривает наличие подвижных игр для развития познавательной активности детей;
- Система концентрируется на развитии интеллекта и практической деятельности. При этом игнорируется формирование физических навыков и эстетического восприятия.
Не утихают споры по поводу использования вальфдорского воспитания, которое становится в нашей стране популярным. Обусловлено это тем, что оно ставит своей целью развитие всех природных задатков малыша и уверенности его в своих возможностях.
Перечислим основные принципы данной системы:
- Воспитывают с помощью наглядного примера, через подражание лучшим качествам взрослых людей;
- Процесс воспитания строится на исключительно игровых формах и методах;
- Самостоятельность малыша должна чередоваться занятиями под руководством взрослых;
- Обязательное наличие разнообразных видов деятельности эстетической направленности с использованием народного творчества.
Представители данной системы воспитания предполагают, что в раннем возрасте детей нельзя наказывать, оценивать и развивать интеллект.
Нельзя оставить без внимания и такую систему воспитания, как селф-мейд. Представители этой методики считают, что воспитание призвано к развитию ответственности.
Основа системы заложена в таких принципах:
- Достигнуть результата можно только собственными силами, без посторонней помощи;
- Уметь понимать и анализировать последствия принятых решений;
- Ставить перед собой цели и планировать пути их достижения;
- Уметь мотивировать свои действия;
- Развивать дипломатические способности, чтобы регулировать возникновение конфликтных ситуаций.
Конечно, систем воспитания очень много, и рассказать о них в одной статье не представляется возможным. Да вряд ли это и нужно.
Родители, опираясь на свой жизненный опыт, собственное воспитание, любовь к своему малышу, знание его особенностей без труда сможет выбрать из множества представленных систем те методы, которые подходят их ребенку.