Использование средств умственного воспитания

В современном обществе проблема умственного воспитания имеет первостепенное значение. Уже сегодня образованные и интеллектуально развитые люди ценятся во всех профессиональных сферах. Ученые прогнозируют, что в ближайшем будущем произойдет информационная революция, когда образованность и интеллект будут цениться как национальное достояние.

Объем необходимой в повседневной жизни и профессиональной сфере информации все время возрастает. Вместе с ними предъявляются все более высокие требования к умственному развитию и воспитанию детей.

Первостепенное значение приобретают средства умственного воспитания, которые формируют активное познание. Ребенок должен сам добывать знания, а воспитание лишь готовит его к этому процессу, указывает пути достижения цели.

Однако в мировой педагогической практике констатируется факт увеличения информационного потока на умы молодого поколения параллельно со снижением качества знаний.

Развитие и воспитание

Педагогическая литература часто оперирует понятиями развития и воспитания ума. В чем их различие и как они влияют на выбор средств и форм, попробуем сейчас разобраться.

Умственное развитие – это комплекс изменений в мыслительной деятельности, который происходит под влиянием социума и возрастных особенностей. Развитие ума происходит также под воздействием воспитания и обучения, самостоятельно приобретенного опыта ребенка.

Наследственность, строение мозга, особенности нервной системы – все эти биологические особенности ребенка играют не последнюю роль в развитии умственных способностей.

Ученые считают, что способности заложены практически в каждом ребенке. Причем они, как правило, носят творческий характер. Однако смогут ли задатки развиться в процессе его жизни, зависит исключительно от социального окружения, жизненных условий, культурного и интеллектуального уровня родителей и воспитания.

Уровень умственного развития зависит от объема и содержания знаний, качества сформированных познавательных процессов и умения самостоятельно добывать знания.

С первых лет жизни (особенно интенсивен период с 2 до 6 лет) интенсивно развивается ум ребенка. Происходит это путем накопления знаний об окружающей действительности и модернизации мыслительных операций.

Следовательно, умственное развитие формируется под воздействием социальных и биологических причин. Однако свое логическое продолжение и развитие оно может получить только путем воспитания.

Умственное воспитание – это действия со стороны родителей и педагогов, которые направлены на развитие ума детей, чтобы поощрять их познавательные навыки и задатки, заложенные природой.

родительские руки

Взаимосвязь умственного развития и воспитания очевидна. Ведь воспитание помогает развиваться задаткам, заложенным самой природой. От того, насколько эффективно будет воспитание, зависит уровень сформированности познаний и общих мыслительных процессов личности.

Самые большие возможности развития познавательной деятельности демонстрируют дети дошкольного возраста. Например, к трехлетнему возрасту объем мозга ребенка практически равен взрослому.

В процессе воспитания следует избегать крайностей. Полное отсутствие направленной взрослыми познавательной деятельности приведет к тому, что умственная активность не сможет развиваться на должном уровне. Однако чрезмерная перегруженность информацией, работа с усложненными заданиями, не соответствующими возрасту, приводит к психическому и физическому истощению.

В раннем возрасте важно использовать главные особенности детской психики:

  • Мышление образами;
  • Творческое восприятие;
  • Воображение.

Умственное воспитание станет полноценным только тогда, когда оно работает в комплексе с другими направлениями педагогики:

  • Нравственным развитием;
  • Представлением о нормах морали и этики;
  • Развитием гигиенических навыков;
  • Физическим развитием.

девочка конструирует

Использование средств умственного воспитания

Так как возрастной период от 3 до 6 лет считается самым продуктивным для развития умственных способностей, рассмотрим основные средства этого воспитания в дошкольном возрасте.

Основные средства, доказавшие свою эффективность в дошкольном возрасте:

  • Игра;
  • Трудовая деятельность;
  • Изобразительное искусство;
  • Конструирование;
  • Обучение.
  1. Неоспоримое первенство среди средств умственного воспитания занимает игра. С помощью данного вида деятельности малыши познают окружающую действительность, выражают свое отношение к ней, приобщаются к миру знаний. Игра – коллективное занятие, поэтому в игровом процессе происходит обмен информацией и эмоциями. Во время игры дети пользуются советами взрослых и обращаются к другим источникам информации. Следовательно, происходит вывод получаемых знаний на уровень, который позволяет использовать слово и логику. В процессе обмена информацией происходит развитие коммуникативных навыков и умений, формируется обширный словарный запас. Появляется функция планирования действий.
  2. Умственное воспитание в процессе трудовой деятельности обогащает сенсорный опыт детей. Способствует формированию понятий об орудиях труда и способах выполнения трудовой деятельности. С помощью труда осуществляется развитие познавательной активности, формирование причинно-следственных связей, выводов. Трудовая деятельность развивает творческие способности, инициативу, богатую палитру воображения.
  3. Изобразительное искусство помогает формированию сенсорного восприятия мира, развивает умственные действия, направленные на положение предмета в пространстве. Учит выделять часть и общее, различать и воспринимать цвета.
  4. С помощью конструирования происходит формирование конкретного взгляда на объект. Появляется возможность воспринимать предмет неразрывно с его внутренним и внешним содержанием через выделение общего и частичного содержания.
  5. Обучение считается первостепенным средством умственного воспитания. Оно позволяет развивать ребенка во всех направлениях умственной деятельности. Формирует коммуникативные навыки, абстрактное и конкретное мышление, способствует появлению интереса к познанию.

В процессе обучения происходит овладение учебным материалом, развивающим интеллектуальные способности ребенка.

Обучение использует в своем арсенале программу, методы и формы, которые разработаны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Влияние методов воспитания на умственное развитие

формы умственного воспитания

Так как обучение является главным средством умственного воспитания, важно рассмотреть методы и формы, применяемые в этом процессе.

Чтобы достигнуть поставленных целей умственного воспитания, необходимо правильно выбрать методы, с помощью которых оно будет осуществляться. Помочь в этом деле смогут формы умственного воспитания, которые являются своеобразными инструментами методов.

В дошкольном возрасте используют следующие методы и формы умственного воспитания:

  • Наглядность;
  • Словесность;
  • Практика.
  1. Форма наглядности всегда эффективна. С помощью зрительного восприятия дети легче осваивают действительность. Причем в роли наглядного материала выступают не только картинки, карточки или игрушки. Эту функцию с успехом выполняет форма словесного метода — наблюдение. С его помощью воспитатель может координировать коммуникативные умения, восприятие действительности, мышление. С помощью наблюдения воспитатель учит выделять специфические признаки предмета, причины и следствия их взаимосвязи. Демонстрация, как форма наглядного метода, позволяет изучить то, что недоступно детям в обыденной жизни. С этой целью используют иллюстрации, мультфильмы, видеоролики.
  2. Словесные методы неразрывно связаны с наглядностью. Зрительно воспринимая образ, ребенок слышит пояснение воспитателя о предмете изучения. Можно выделить такие формы словесных методов как рассказ и объяснение.
  • Изложение образно и эмоционально событий, основанных на фактическом материале, называется рассказом.
  • Использование вопросно-ответной формы во время рассказа приравнивается к объяснению.

3. Чтобы результаты данных методов нашли отражение в повседневной жизни и прочно закрепились в сознании ребенка, применяют практические методы.

Их использование помогает перенести теоретические знания в сферу практической деятельности. Основные формы данного метода предусматривают использование упражнений, игр и экспериментов.

Эксперименты служат для развития интеллектуальной самостоятельности, наблюдения и анализа.

Итак, воспитание и развитие ума ребенка происходит в разносторонней практической деятельности малыша. Чем многогранней эта деятельность, тем лучше будут развиваться познавательные возможности и способности.

В процессе общения ребенок приобретает необходимые знания, умения и навыки, а воспитание, руководя этими знаниями, усиливает их эффективность.

Adblock detector