Основные виды воспитания, их разнообразие и специфика
Содержание
На протяжении столетий не утихают споры по поводу необходимости воздействия воспитательного процесса на формирование личности. Воспитательная роль характеризуется по-разному, начиная от полного отрицания необходимости воздействия одного человека на другого и заканчивая признанием его единственным возможным способом правильной передачи опыта и информации детям.
Действительно, ни один из видов воспитания не может сформировать личность (этому мешают наследственность и социальная среда), однако его влияние на развитие человека доказано и оправдано.
Выбрать воспитательную модель непросто: она зависит от индивидуальных особенностей детей. В данной статье рассмотрим разнообразие подходов к воспитанию, его цели и основные методы.
Смысл воспитательного воздействия
В предыдущих статьях мы уже говорили о том, что понятие воспитания рассматривается в двух направлениях:
- Педагогическое воздействие с целью решения поставленных задач и целей в процессе обучения;
- Общественное влияние (широкий смысл понятия), которое базируется на взаимодействии личности с обществом, вследствие чего его часто называют социальным.
Если в первом случае взаимодействие воспитатель и воспитанник осуществляется по подготовленному плану, то социальное воспитание является непрерывным и постоянно видоизменяющимся процессом. Меняются общественные взгляды – происходят изменения в процессе передачи накопленного опыта и знаний.
Оба направления базируются на видах воспитания, обладающих специфическим содержанием.
Каждый из этих видов имеет структуру, цели и методы воспитания. Но все они объединены общей целью: выявить и развить природные дарования каждого человека, учитывая его индивидуальные возможности.
Разновидности воспитания
Классификаций видов воспитания, каждая из которых базируется на определенном признаке, много.
Их различают по форме воздействия, содержательной структуре, воспитательному объекту, а также по форме доминирующих отношений.
Рассмотрим основные виды воспитания и их возможности в процессе развития личности.
Умственное воспитание призвано развивать возможности интеллекта, а также интерес к познанию нового.
Основы нравственного воздействия призваны научить соблюдать моральные правила общества.
С помощью трудового воздействия происходит воспитание добросовестного отношения к выполняемой работе и оценке своей деятельности, накопление профессиональных навыков.
Эстетическое воспитание является фактором, благодаря которому развивается вкус и возможность воспринимать и оценивать прекрасное.
Развитие физических качеств позволяет сохранять здоровье, развивать волю и стремление к успеху.
Развитие гражданского долга является важной частью всей системы процесса воспитания. Формирование ответственности за будущее своей страны начинается с любви к семье, окружающим людям.
Современные условия жизни призывают больше внимания уделять экономическому развитию. Ребенок должен уметь ориентироваться в экономических реалиях в рамках семейных и профессиональных отношений, иметь понятие о формировании экономики страны.
Экология – наука, которая помогает сохранить все живое на земле. С помощью основ экологических знаний воспитанник учится ценить важность всего, что дает природа и ее ресурсы.
Правовое воспитание призвано знакомить ребенка с правами и обязанностями гражданина, а также нормами ответственности за несоблюдение законов.
Семейное воспитание является основным видом воздействия взрослого на подрастающую личность. С его помощью происходит развитие всех перечисленных видов воспитательного воздействия. Именно семья закладывает основы формирования гармоничной личности, учит правилам выбора жизненного пути, нормам поведения.
Религиозное воспитание подразумевает развитие, основанное на догматах определенной конфессии. Основа религиозного видения мира заключается в наделении сущности бытия сакральным смыслом и требует выполнения определенных правил поведения в быту и обществе.
Свободное воспитание призвано предоставить ребенку максимальную свободу выбора в развитии. Считается, что нельзя вмешиваться в процесс самоопределения воспитанника, его можно только направлять и демонстрировать собственным примером возможные пути.
Социальное воспитание стоит на одной ступени по степени важности с семейным, так как его цель – продолжить основы развития, заложенные в семье в специальных педагогических учреждениях.
Как видим, цели всех видов воспитания призваны содействовать всестороннему и гармоничному развитию подрастающей личности. Многие из них эффективно «работают» в совокупности.
Методология и ее влияние на процесс воспитания
Правильно выбранный метод позволяет добиться максимальных успехов в процессе воспитания. Именно поэтому методологические основы воспитания являются базой, на которой строятся все модели и виды этого процесса.
Методы определяют способы влияния на сознание личности. Различают прямое и косвенное воздействие.
Первый путь слишком прямолинейный и не всегда имеет должного воздействия, так как возможны проявления негативизма и отторжения со стороны воспитанника. Косвенное воздействие позволяет с помощью искусственно созданных ситуаций воздействовать на сознание ребенка опосредованно.
Также различают вербальное воздействие, цель которого оказывать воздействие с помощью слова, и не вербальное, базирующееся на жестах, интонации, мимике и т. д.
Методология воспитательного процесса построена на совокупности методов и приемов, так как нет совершенного метода, который подходил бы каждому воспитаннику. Учитывая этот факт, воспитатель в процессе работы может и должен совершенствовать и дополнять используемые методы в зависимости от целей, которые он преследует, а также индивидуальных особенностей детей. Те изменения, которые вносит каждый конкретный педагог в процессе работы, называются приемами.
Приемы являются частью метода, поэтому их использование оправдано в разных методологических сферах. Так, один и тот же прием может использоваться в разных методах и, наоборот, несколько приемов находят применение в одном методе.
Методологические основы воспитания базируются на выборе оптимального решения, с помощью которого происходит развитие личности.
Основу методов воспитания составляют факторы, которые обязательно нужно учитывать:
- Целеполагание и задачи;
- Содержание процесса;
- Возрастные критерии, опыт социального развития, сформированность нравственных качеств;
- Индивидуальные особенности детей;
- Степень сформированности коллектива;
- Материальные, физические, гигиенические возможности;
- Средства воспитательного воздействия;
- Педагогическое мастерство;
- Ожидаемый результат.
Систематизация методов
Выделяют несколько классификаций методов воспитания. Мы остановимся на самой распространенной, которая рассматривает воспитательный процесс с точки зрения интегрирования трех методологических сторон: цели, содержания и средств поощрения или наказания.
Исходя из этой классификации, выделяют 4 группы методов:
- Развитие сознания (рассказ, лекция, диспут, объяснения);
- Организация практической деятельности и развитие поведенческого опыта (упражнения, педагогические ситуации, требование);
- Стимулирование в совокупности с мотивацией (поощрение, соревнование, наказание);
- Контроль и оценка, развитие самоконтроля и самооценки.
Нельзя обойти стороной и классификацию методов, которая базируется на системном и структурном подходе. В этой классификации выделяют такие группы методов:
- Основанные на осознанном отношении к выполняемым видам деятельности;
- Базирующиеся на развитии мировоззренческих взглядов и убеждений;
- Способствующие выработке мотивации, развитии навыков практической деятельности;
- Помогающие освоить навыки общения и взаимодействия;
- Обучающие правильному поведению, проявлению личностных качеств.
Ни одна из классификаций (а мы уже упоминали, что их достаточно много) не только не противоречат, но и дополняют, обогащают друг друга.
Важные моменты убеждений
Каждый метод важен и нужен по-своему. Однако следует выделить несколько основополагающих моментов, на которых базируется весь воспитательный процесс.
Основной метод воспитания – убеждение, с помощью которого происходит воздействие на сознание, эмоции и чувства воспитанника.
Убеждение является способом доказательства определенной идеи, которое базируется на цепочке последовательных доказательств. Этот способ воздействия интеллектуальный, так как он оперирует знаниями и опытом воспитанника, призывает к критическому осмыслению предоставленной информации, позволяет давать ей оценку.
Для того чтобы этот метод работал эффективно, необходимо соблюдать ряд требований:
- Содержание убеждений и их форма соответствуют возрастному уровню развития детей;
- Они учитывают индивидуальные особенности воспитанников;
- Убеждения являются логичными и последовательными.
Работая с данным методом, воспитатель должен демонстрировать хорошие познания в рассматриваемом вопросе, быть убедительным, вызывая убеждениями ответную эмоциональную реакцию учащихся.
Структура метода состоит из 3 частей:
- Тезис;
- Доводы;
- Демонстрация с подведением итогов.
Тезис – та идея или мысль, правдивость которой требует доказательства.
Доводы (аргументы) – последовательные действия, которые доказывают истинность суждения.
Демонстрация – подкрепление доказательств жизненными примерами. Последняя часть обязательно требует подведение итогов, логических выводов, подтверждающих истинность проведенной работы.
Остановимся на доказательной базе, которая строится по логическим законам:
- Правило тождества выражает определенность и тождественность рассматриваемого понятия для самих воспитанников;
- Правило противоречий утверждает, что два противоположных суждения не могут быть истинными в рамках одной рассматриваемой проблемы;
- Правило исключения третьего компонента гласит о том, что при взаимоисключении двух противоположных понятий, третье не дано;
- Правило обоснования базируется на истинности тех идей, с помощью которых происходит доказательство нужного тезиса.
Убеждение может использоваться наряду с такими методами, как внушение и заражение.
Особенности мотивации и стимулирования
В воспитательной работе большое значение имеют методы поощрения и мотивации, так как с их помощью ребенок приходит к осознанию правильности выбора и понимает необходимость дальнейшего развития.
С этой позиции выделяют такие методы, как оценка педагога, поощрение, мнение общественности, наказание.
Оценка педагога – важный критерий мотивации детей, особенно младшего возраста. Так как авторитет взрослых очень важен для малышей, положительное оценивание их достижений педагогом является стимулом для дальнейшего развития. В случае негативных отзывов ухудшается не только продуктивность работы воспитанников, но и их эмоциональное состояние, вплоть до появления отрицания всей совместной деятельности.
К тому же положительные эмоции являются важной предпосылкой для успешного обучения и воспитания. Если педагог все время негативно высказывается об интеллектуальных успехах ребенка, малыша покидает надежда стать успешным. Мысль о том, что он никогда не сможет продуктивно обучаться, прочно закрепляется в сознании и не позволяет ребенку правильно развиваться в дальнейшем.
Одним из критериев успешности для воспитанника является вид поощрения, который выражается в положительной оценке его деятельности.
Без этого педагогического воздействие воспитательный процесс не может быть успешным. Поощрение помогает закрепить положительные навыки. Его действие базируется на вызове положительных эмоций, которые являются двигателем любого развития.
Существует несколько видов поощрений:
- Одобрение;
- Награждение;
- Похвала;
- Благодарность.
Наказание такой же важный компонент мотивации, как и поощрение. Оно призвано вызвать чувство вины за совершенные негативные поступки и стимулировать к исправлению.
Однако способы наказания обязаны быть гуманными, без оскорбления чувств собственного достоинства воспитанника. Их обязанность – мотивировать на дальнейшую работу, а не «убивать» желание сотрудничать.
Рассмотрим основные способы наказаний:
- Выполнение дополнительных обязанностей;
- Лишение или ограничение прав на выполнение какого-либо вида деятельности;
- Моральное порицание.
Подведем итоги
Все виды воспитания базируются на определенных методах, использование которых является обязательным. Учитывая большое разнообразие данных средств, применять их можно и нужно в совокупности, учитывая особенности детского коллектива и отдельно взятых воспитанников. Ведь только в этом случае процесс развития и воспитания подрастающего поколения будет успешным.