Задачи воспитания трудовой активности у учащихся
Содержание
Развитие ребенка неразрывно связано с трудовой деятельностью, которая является составной частью воспитания.
Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы подготовить развивающуюся личность в морально-психологическом плане и сформировать стойкую привычку к труду.
Трудовое воспитание создает условия для вовлечения молодого поколения в различные виды труда, которые организованы педагогическими работниками. Труд с помощью воспитания становится естественной нравственной и физической потребностью детей.
Цель трудового воспитания – передать детям опыт производственного труда, развивая при этом творческое и практическое мышление, навыки трудолюбия.
Воспитательные задачи – залог успешного воспитания трудом
Задачи воспитания трудового потенциала личности заключаются в следующем:
- Развитие психологической убежденности в необходимости выполняемых действий, желания качественно и ответственно выполнять поручения;
- Подготовка к выполнению практической деятельности. Развитие теоретических познаний, которые воплотятся в практике, формирование культуры труда;
- Обучение основам профориентации и подготовка к осознанному выбору профессионального пути в будущем.
Ключевым моментом трудового воспитания является привитие детям навыков самообслуживания, осознания необходимости заботиться о себе самостоятельно. Данная задача поможет сформировать важные личностные черты: ответственность, самостоятельность, творческий потенциал, умение проявлять инициативу.
Формы трудовой активности
В школьном обучении важно познакомить учащихся с формами производственного труда, что поспособствует подготовке детей к взрослой жизни.
Такую подготовку важно проводить не только на школьных занятиях в общеобразовательных учреждениях, но и в сферах дополнительного образования: кружках, секциях, клубах. Данные занятия содействуют развитию навыков технического труда и расширяют кругозор. Прививают уважительное отношение к физическому труду, знакомят с конструированием, моделированием, устройством различных приборов и машин.
Обязательным в трудовом воспитании является посещение выставок, планирование экскурсий на предприятия. Отлично развивает творческое восприятие трудовой деятельности участие в творческих конкурсах.
Привитие определенных навыков и умений – начальная ступень трудового воспитания. Важная его цель – подготовить учащихся к трудовой деятельности, дать практические навыки овладения трудом, подготовить к возможным жизненным трудностям и указать на пути их преодоления.
Достигнуть этой цели можно только путем включения детей в различные виды общественного труда, где коллективно решаются поставленные задачи. Включение учащихся в такую деятельность при педагогическом регулировании является важным средством воспитания труда. Достигнуть положительных результатов в этом направлении можно используя различные формы трудового воспитания.
В педагогической практике хорошо зарекомендовали себя объединения учащихся по интересам:
- трудовые кружки,
- бригады по обустройству пришкольных участков;
- летние лагеря;
- трудовые десанты.
Данные объединения предусматривают добровольное вступление в них, а также обязательное самоуправление.
Коллективная деятельность направлена на развитие лучших человеческих качеств:
- взаимопомощи;
- ответственности;
- самостоятельности;
- инициативности;
- добросовестности выполнения порученного задания.
Трудовые объединения важны для привития моральных качеств, экологических и этических принципов. С их помощью происходит профессиональная ориентация детей в разнообразии производственных специальностей.
Система форм и содержания
Чтобы обеспечить воспитание сознательной и целеустремленной, дисциплинированной и ответственной личности, педагогам нужно применять все известные методы и формы.
Рассмотрим некоторые те из них, которые помогут реализовать цели трудового воспитания:
- Необходимо поощрять детей за выполненное задание. Поощрение должно быть в виде морального, оценочного или материального вознаграждения;
- Предоставить максимум возможностей для реализации и повышения навыков труда школьников;
- Готовить к трудовой деятельности посредством семейного воспитания и работы учреждения образования. Использовать их тесную взаимосвязь, обеспечить регулярное сотрудничество;
- Применять средства массовой информации в работе.
Современная педагогика, опираясь на воспитание потребности в активной деятельности и бережливого отношения к материальным ценностям, выделяет следующие формы, которые активизируют трудовые навыки. Для их реализации нужно:
- Организовывать небольшие группы учащихся для выполнения определенной работы. Они могут быть постоянными (закрепленные грядки на пришкольном участке) или временными (украшение класса к новогодним праздникам).
- Создавать и развивать школьные традиции трудовой направленности. Например, проводить праздники труда, к которым дети готовят определенные макеты, пособия, поделки. Весьма эффективны в этом направлении выставки ученических работ.
- Условия рыночных отношений позволяют формировать в школах ученические кооперативы, где у школьников есть возможность заниматься производственным трудом за определенное денежное вознаграждение. Таким образом, дети учатся понимать цену материальных благ.
- Применять индивидуальные поручения, которые смогут дифференцированно развить трудовые навыки.
Методика воспитания труда предусматривает определенный порядок выполняемых поручений, при котором необходимо грамотно распределять обязанности между детьми. Выделять тех учащихся, которые будут отвечать за итоги выполненной работы, а также указывать, как будут подводиться результаты.
Трудовое воспитание основывается на образце выполняемых действий, то есть школьники должны понимать, каким будет конечный результат. Преподаватель обучает способам и приемам работы, указывает на необходимость соблюдать технику безопасности. Весьма важно в начале деятельности помогать и направлять детей для правильного выполнения задания.
Чтобы у детей формировалось положительное отношение к деятельности, нужно стимулировать и поощрять их. Признание социальным окружением значимости выполняемой работы дает стимул для дальнейшей трудовой практики.
Одобрение взрослых нужно как закрепление достижений полученных результатов. Однако так же важно и порицание в процессе регулирования процессов труда. В этом вопросе важно привить правильную нравственную позицию к выполняемой работе.
Условия для воспитывающего труда
Главное условие при трудовом воспитании – вовлекать учащихся в полезный, соответствующий возрасту труд. Если этот процесс правильно организован, то он служит для развития лучших нравственных и гражданских качеств личности. Однако считать, что воспитательные задачи будут на этом этапе решены, неправильно. Ведь воспитательной силой обладает не сам труд, а отношения в обществе и коллективе, которые участвуют в общей деятельности.
Чтобы труд нес воспитательную функцию, учитывают следующие условия:
- Вся деятельность, выполняемая школьниками, должна быть социально значимая. Дети должны четко понимать, какая польза будет от их труда.
- Школьникам нужно знать о конечном результате работы, а результат стать полезным для общества. Достижения труда дети должны четко видеть и осознавать их значимость. То есть перед тем, как выполнить работу, учащихся знакомят с назначением деятельности.
- Обязательным условием полезного труда школьников является коллективное его выполнение. Так как совместное выполнение поставленных задач формирует не только положительные качества характера, но и умение подчинять свои интересы интересам общего дела.
- Задача школы научить детей проявлять инициативу при выполнении обязанностей. Важно, чтобы ребенок использовал творческий подход, стремился к нестандартным решениям поставленных задач, применял свой интеллектуальный потенциал.
- Во время производственного труда применяют формы самоконтроля и самоорганизации деятельности детей. Это организует самостоятельность, инициативу, ответственность, навыки руководящей и подчиняющейся деятельности.
- Трудовая деятельность должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, организовывая процесс так, чтобы труд был посильным делом. В обратном случае ребенок не справится с возложенным на него поручением и потеряет к нему интерес.
- Важно связывать воспитание трудом с образовательным процессом, обеспечивая тесную связь теории с практикой.
- Нельзя применять труд как наказание. Это выработает отрицательные ассоциации у ребенка по отношению к работе. А обратный процесс, когда учащегося лишают совместной работы, становится стимулом к исправлению.
- Важное требование, предъявляемое к учащимся, — выполнение трудовых обязанностей качественно и аккуратно.
При соблюдении указанных условий трудовая деятельность становится для школьников частью жизни и приносит чувство морального удовлетворения, решая, таким образом, задачи трудового воспитания.