Задачи, цели и содержание умственного воспитания

Воспитание ума содействует гармоничному становлению личности учащегося. Педагоги, целенаправленно решая задачи воспитания, базируются в своей деятельности на создании комфортных условий для совершенствования умственных навыков детей.

чтение книгВоспитание ума – это влияние на умственные интересы ребенка для становления у него научного мировоззрения, навыков познания и культуры умственного труда.

Цель умственного воспитания заключается в формировании осознанного мышления, познания и развитого интеллекта личности. Реализация этой цели приводит к развитию следующих качеств:

  • Логики;
  • Памяти;
  • Внимания;
  • Творчества;
  • Самосознания.

Воспитание в данном направлении происходит на основе знаний наук, а они содействуют формированию творчески мыслящей личности, которая испытывает потребность в постоянном пополнении своих знаний и желании совершенствовать их уровень.

Данный процесс непрерывен, проходит в процессе обучения, трудовой и игровой деятельности. Знания черпаются из книг, интернет — ресурсов, средств массовой информации.

Задачи

Являясь целенаправленным учебным процессом, воспитание ума решает ряд задач.

Задачи умственного воспитания взаимосвязаны с общим процессом воспитания и базируются на следующих пунктах:умственное развитие

  • Пополнение фундаментальной базы познания о сущности личности, отношениях в обществе, мышлении как основном условии мыслительной деятельности;
  • Изучение главных мыслительных операций и применение их в повседневной практике;
  • Формирование умений, которые базируются на развитии интеллектуальной деятельности;
  • Развитие научного мировоззрения;
  • Обучение видам мышления;
  • Развитие потребности в саморазвитии и самопознании;
  • Мотивация учебной деятельности, привитие учебных навыков и совершенствования интеллекта;
  • Развитие эрудиции и кругозора;
  • Изучение понятий мировоззренческого направления.

Цели и задачи воспитания ума формируют культуру умственного труда. Она включает в себя следующие умения:

  1. Четкое разграничение целей познавательной активности;
  2. Планирование выполняемой деятельности;
  3. Выполнение умственной работы различными способами;
  4. Умение черпать информацию из разных источников.

Формирование культуры умственного труда происходит в процессе зарождения, развития и совершенствования умственных возможностей ребенка с помощью биологических и социальных факторов.

Социальная среда

социальная среда
Развитие интеллектуальных способностей личности возможно только в социальном окружении. Условия социального общения и воспитания позволяют планомерно и постоянно воздействовать на умственное развитие личности, обеспечивать систематическую постановку задач познавательной деятельности, создавать условия для активного развития и обучать основным приемам и навыкам мыслительной работы.

Следовательно, умственное развитие реализует поставленные задачи в процессе формирования мышления и возможности его правильного использования под влиянием жизненных ситуаций, к которым относится и воспитательное воздействие.
социум

Так как основной задачей умственного воспитания является обучение детей основам наук, важной составляющей данного процесса становится обучение научному мировоззрению.

Научное мировоззрение

Одной из задач умственного воспитания является развитие мировоззрения личности.

Данное понятие включает в себя умение пользоваться основными мыслительными действиями. Задачи по развитию данных навыков решаются в ходе учебной деятельности и внеклассных мероприятий.

Научное восприятие действительности представляет собой способность использовать знания из области науки, социологии, философии, политики, права и эстетики. Данные знания определяют жизненную позицию личности через восприятие окружающего мира и познания себя. Мировоззрение является мощным стимулирующим звеном в деле развития личности, поэтому его формирование – главная задача педагогики.

современные источники знаний
Структура мировоззрения личности состоит из объективных и субъективных компонентов.

К объективным компонентам относится знание научных понятий. Это образы предметов, их свойств, взаимоотношений, которые сохраняются в сознании и памяти личности в виде чувств и понятий об окружающей действительности.

Мировоззрение базируется на знаниях ребенка об окружающем мире, природе, общественных отношениях. Проникновение в сферу воли и чувств личности способствует тому, чтобы они стали взглядами и убеждениями, приобрели цель, то есть получили субъективную оценку.

Субъективные составляющие разделяются на несколько видов:

  1. Научные взгляды, представляющие собой идеи, выводы и оценки, которые личность считает достоверными и правильными. Они появляются в ходе разъяснения природных явлений, изменений в общественной жизни и характеризуются отношением к ним личности.
  2. Убеждения, которые представляются в сознании человека как единственно верные знания. К их познанию личность стремится приобщить окружение. Данные идеи относятся к различным сферам жизнедеятельности и общественной жизни и являются эмоционально глубоко пережитыми и осознанными.
  3. Идеалы. Представляют собой осознанные представления личности о совершенном образце. Чаще идеалом становится некая высшая цель, руководящая деятельностью человека. Вся жизнедеятельность личности сосредотачивается на достижении этой цели.

книги для детей
В образовательном процессе важно формирование нравственных идеалов, которые представляют собой образ совершенной нравственно личности с лучшими ее качествами. Следовательно, идеал – мысленное и эмоциональное желание личности приблизиться к представляемому совершенству.

Работая над формированием научного мировоззрения, педагоги должны учитывать и уважать религиозные взгляды учащихся. В данном вопросе следует опираться на терпимость и уважение к идеалам различных вероисповеданий.

В процессе решения задач умственного воспитания, важно делать акцент на развитие лучших человеческих качеств: порядочности, честности, умения отстаивать свою позицию и доносить свои мысли до собеседника. А вопрос веры или атеизма является конституционным правом каждого гражданина.

Учебный процесс и его задачи в развитии мировоззрения

Процесс учебной деятельности представляет собой кладезь возможностей для развития научного мировоззрения. Наука является источником изучения важных предметов и явлений в своей сфере, имеет объективный взгляд на окружающую действительность. Следовательно, все учебные дисциплины содействуют развитию научного мировоззрения.

Задачи умственного воспитания при изучении наук естественного цикла предусматривают формирование знаний о жизненных реалиях, их особенностях и закономерностях. Содействуют бережному отношению к природе.

веселое чтение ребенка
Предметы гуманитарного цикла призваны познакомить учащихся с развитием общества на исторических этапах, раскрыть сущность процессов, происходивших в то время.

Занятия гуманитарными дисциплинами решают одну из главных задач умственного воспитания: учат пониманию смысла жизни, принятия ее ценностей.

Успешное решение поставленных задач возможно в том случае, если учитель в совершенстве владеет своим предметом и обладает широким научным кругозором, использует на занятиях связь с другими учебными дисциплинами. С помощью такого подхода можно раскрыть все многообразие научных познаний.

Еще одна задача, решение которой необходимо для развития умственных способностей, — использование философской направленности обучения. Экологические, нравственные и эстетические ценности заложены в народных традициях, изучение которых является необходимым звеном воспитания.

Развитие научного мировоззрения проходит на учебных занятиях. Логическое продолжение оно получает на внеклассных мероприятиях, где преподаватель сможет обнаружить и откорректировать пробелы в развитии мировоззренческих взглядах и убеждениях, предотвратить отклонения от принятых норм поведения.

Умения и навыки

Задачи умственного воспитания направлены на формирование у детей следующих умений и навыков:
правописание ребенка

  • Чтение, которое должно быть осознанным, выразительным и учитывающим жанр и специфику текста.
  1. Умение слушать, анализировать и оценивать;
  2. Навыки формулировать мысли и суждения, отвечать на поставленные вопросы;
  3. Умение словесного описания и постановки вопросов;
  • Письмо.
  1. Работа с текстом при списывании с доски или книги;
  2. Навыки письма под диктовку;
  3. Развитие умения писать сочинения и изложения;
  4. Способность создавать рефераты и конспекты.
  • Работа с книгой.
  1. Подбор соответствующей научной литературы;
  2. Анализ содержимого прочитанных книг;
  3. Работа со справочной литературой и периодическими изданиями;
  • Специфические умения.
  1. Работа с нотной грамотой;
  2. Чтение технических чертежей и карт;
  3. Запись формул.

рисование ребенка

Работа по развитию данных умений и навыков должна проводиться в комплексе с культурой умственного труда. То есть учащиеся должны правильно организовывать умственную деятельность.

Итак, грамотная постановка задач умственного воспитания позволяет привлечь учащихся к активной познавательной деятельности, развивать их мышление, что, в конечном счете, окажет положительное влияние на их интеллектуальное развитие.

Adblock
detector