Физическое воспитание детей и подростков в семье и школе
Мамы и папы мечтают о том, чтобы их ребенок быстро развивался и как можно реже болел. Осуществить эту мечту поможет физическое воспитание детей.
Для того чтобы малыш вырос физически крепким и невосприимчивым к заболеваниям, заниматься его развитием нужно практически с рождения. Это позволит укрепить здоровье, ускорить развитие, а также сможет содействовать формированию нравственных и волевых черт характера.
Режим дня, организованный согласно возрастным особенностям, использование разнообразных форм и методов, меняющихся по мере взросления малыша, помогут сформироваться физически и духовно сильной личности.
Малоподвижный образ жизни часто становится источником заболеваний, которые развиваются и прогрессируют в организме, до определенного возраста никак себя не проявляя. Часто встречающиеся заболевания у детей:
- Сколиоз;
- Неправильная осанка;
- Тонус мышц;
- Искривление позвоночника.
Физкультура для дошколят
Физическое воспитание как приобщение к физической культуре начинается с рождения. Это время, когда формируются навыки здорового образа жизни, устанавливается распорядок дня, формируется высокая работоспособность. Это возраст становления двигательной активности.
В первые три года жизни крохи интенсивно растут и развиваются: стремительно прибавляется вес, и увеличивается рост. Систематические занятия спортом положительно влияют на его здоровье, закаливая физические качества и характер.
До того, как ребенок начнет посещать дошкольное учреждение, роль семьи в физическом воспитании будет главной.
Физическое воспитание ребенка в семье начинается с рождения. Заложенные природой инстинкты помогают малышу с первых дней жизни переваривать пищу, реагировать на свет или вздрагивать от резких звуков.
Однако для правильного взросления ребенка одних врожденных инстинктов недостаточно. Формирование привычек, навыков и умений способствует дальнейшему развитию физических качеств, которые будут совершенствоваться в течение жизни.
Кроха, только родившись, живет по расписанию, которое предусматривает часы кормления и бодрствования.
Важным моментом в развитии является предоставление ребенку возможности свободно двигаться, так как через движение у грудничков осуществляется познание мира.
Физическое воспитание детей раннего возраста начинается с ежедневного массажа и нехитрой гимнастики. Они помогают правильно функционировать нервной системе, дыханию и сердцу, улучшается работа кишечника.
Игра в этом возрасте служит средством познания мира, с помощью нее развивается двигательная активность. Важно периодически менять и усложнять правила игры.
Начиная с трех лет целесообразно чередовать подвижные игры и гимнастику, которая начинается с упражнений подражательного характера. Постепенно нужно включать упражнения, с помощью которых формируется осанка и постановка дыхания.
Итак, исходя из всего вышесказанного, можно выделить основные средства физического воспитания:
- Соблюдение рационального питания;
- Правильный режим дня;
- Регулярные упражнения, желательно, на свежем воздухе;
- Создание условий, которые позволяют вести ребенку активный образ жизни.
Школьные будни
Начало школьной жизни – это всегда стрессовая ситуация для детей. Многие из них тяжело переносят переход от детского сада к обучению и поэтому начинают часто болеть. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем должно стать неотъемлемой частью обучения. Ведь с помощью нагрузок усиливаются обменные процессы, повышается работоспособность, происходит выработка иммунитета.
Физическое воспитание детей и подростков предусматривает и обязательное закаливание.
Закаливание – это система тренировок, которые направлены на устойчивость организма к переохлаждению или перегреванию. Закаленный ребенок практически не болеет, в его организме вырабатывается иммунитет к резким перепадам температур, появляется способность быстро адаптироваться в новых условиях.
Что предусматривает эта деятельность?
- Принятие воздушных и солнечных ванн;
- Прогулки на свежем воздухе;
- Обязательное проветривание помещения, в котором обучаются дети.
Чтобы закаливание было правильным, придерживайтесь следующих рекомендаций:
- Начинать с малых дозировок, постепенно увеличивая силу воздействия и продолжительность процедур;
- Обязательна четкая последовательность процедур;
- Систематичность. Нельзя прерывать процесс закаливания, а после вновь возвращаться к нему;
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Закаливание позволяет детям меньше болеть не только простудными, но и инфекционными болезнями. У них отличный аппетит, как правило, высокая работоспособность. Они спокойны и уравновешены.
Физическое воспитание и закаливание очень важны в подростковый период, когда происходят скачкообразные изменения в организме. С помощью спорта нейтрализуются негативные эмоции и агрессия, которые часто сопровождают период взросления.
Все дети разные, поэтому помимо комплексного подхода должна осуществляться индивидуальная работа с детьми по физическому воспитанию. Она предусматривает не только учет индивидуальных особенностей каждого школьника, но и половую принадлежность.
Физическое воспитание мальчиков и девочек должно основываться не только на базовых упражнениях, которые направлены на общее оздоровление, но и на специфических приемах, развивающих навыки стиля «женского» и «мужского» поведения.
Для того чтобы учесть половую принадлежность, на уроках физкультуры целесообразно работать в следующих направлениях:
- Подборка упражнений, часть которых выполняется совместно, а часть – только юношами или девушками.
- Обязательны нормативы выполняемых нагрузок. Для девушек они будут ниже, чем для юношей.
- Четкое управление процессом выполнения нагрузок учителем, распределяющим их по степени сложности и интенсивности.
Регулярные занятия физической культурой помогут школьникам правильно развиваться, реже болеть, а также воспитывать в себе лучшие качества характера.
Что поможет учителю и воспитателю
Успешная деятельность педагогов в деле развития физических навыков детей невозможна без знания теории
и технологии физического воспитания детей.
Теория физического воспитания изучает особенности закономерностей управления развитием физических качеств детей во время их обучения и воспитания. При разработке технологий физического воспитания учитываются следующие моменты:
- Индивидуальные возможности организма;
- Меняющиеся интересы и потребности;
- Возможность применения наглядных пособий и демонстрация;
- Особенности выбора преобладающего вида деятельности;
- Возрастные изменения в психическом развитии.
Чтобы повысить эффективность образовательного процесса, на уроках физкультуры используют различные технологии обучения.
Технология – это совокупность методов и приемов, которые призваны содействовать эффективному образовательному процессу.
В современной педагогике много технологий по физическому воспитанию, которые применяются как в «чистом» виде, так и в совокупности.
Независимо от способа применения, современные технологии должны соответствовать следующим правилам:
- Способствовать формированию независимой, самостоятельной и целеустремленной личности;
- Развивать навыки исследования, рефлексии, самооценки;
- Прививать навыки, непосредственно связанные с жизненным опытом детей и применяемые в повседневной жизни.
Этим правилам соответствует технология проектов. Данная технология всегда вызывает неподдельный интерес среди учащихся, которые с удовольствием включаются в деятельность. Проектная технология позволяет развивать навыки самопознания и самоконтроля. Применяется как во время урочной, так и внеурочной деятельности.
Возможно использование индивидуальных и групповых проектов.
Проектирование упражнений утренней гимнастики, тренировок по развитию физических качеств, разработка комплексов на определенную группу мышц для самостоятельной работы – вот неполный перечень применения проектной технологии.
Какую бы технологию воспитатель или учитель не выбрал в своей работе, он должен помнить, что занятия спортом позволяют создавать необходимые условия для развития гармоничной и здоровой личности.