Воспитание личности путем нравственного и социального развития

Ключевым вопросом педагогики является личность как предмет воспитания. Данное понятие рассматривается различными науками с учетом их специфики.

Социология, физиология, психология, педагогика и другие науки ведут активные исследования по вопросу воспитания личности.

ученые думают

Определение личности

Педагогика рассматривает оптимальные условия для правильного и гармоничного взросления личности во время обучения и воспитания.

Психология и педагогика рассматривают фактор формирования личности в трех направлениях:

  • Биологическом;
  • Социологическом;
  • Биосоциальном.

Представители первого направления считают, что человек – «дитя природы», поэтому все его существо подчиняется ее законам. То есть, потребности, желания и поведение обусловлено исключительно инстинктами, заложенными природой. Общество заставляет человека подавлять естественные желания, подчиняясь придуманным законам. Поэтому, чтобы скрыть неудовлетворенность жизнью и свои желания, люди вынуждены заниматься каким-либо видом деятельности, тщательно скрывая неудовлетворенность от происходящего.

Последователи социологического течения уверены в приоритете социального над биологическим. Несмотря на то, что человек, безусловно, существо биологическое, в течение жизни происходит его социализация. Ведь на личность постоянно воздействуют те социальные слои, с которыми человек проводит общение.

Более того, именно общество облагораживает поступки и мысли людей. Следовательно, биологические особенности проявляются ярко у личностей, низких по уровню развития.

Теория биосоциального развития личности предусматривает влияние и биологических, и социальных факторов. Восприятие, мышление и другие психические процессы имеют биологическую подоплеку. А способности и интересы – социальные факторы развития личности.

Современные подходы к воспитанию предусматривают рассмотрение личности в качестве биологического и социального единства. Безусловно, биологические изменения проявляются на особенностях деятельности и образе жизни личности. Однако социальная жизнь определяет мотивы и цели жизнедеятельности.

Общество прививает те приоритеты и ценности, которые необходимы для исправления физических погрешностей или особенностей характера.

Процесс формирования личности сложен. Ведь в процессе развития социальные и биологические факторы, постоянно взаимодействуя, распределяются неравномерно.

педагог в процессе воспитания

Процесс воспитания

Личность развивается под воздействием трех факторов:

  • Наследственности, которая проявляется бессознательно;
  • Окружающей среды, оказывающей влияние на подсознание;
  • Воспитания, которое является сознательным фактором развития личности.

Следовательно, воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности. Воспитание как процесс характеризуется организованностью, управляемостью и контролем. Оно направлено на совместную деятельность воспитателя и ребенка, а также на достижение поставленных целей.

Процесс воспитания состоит из различных целей, всевозможных методов и средств, содержания и результатов, которые были достигнуты.

Перечислим факторы, влияющие на этот процесс:

  • Наследственность и физическое здоровье;
  • Принадлежность семьи к определенному социальному и культурному слою общества;
  • Особенности жизни;
  • Профессия, социальный статус, семейные традиции;
  • Менталитет.

Существует еще ряд субъективных факторов, которые влияют на воспитание.

  • Особенности психики;
  • Взгляд на жизненные ценности;
  • Круг интересов воспитывающего и воспитанника.
  • Отношения с обществом;
  • Воспитательное воздействие.

Воспитание как фактор развития личности можно оценить по следующим критериям:

  • Желанием делать добро;
  • В своих поступках руководствоваться познанием истины;
  • Видеть и создавать красоту во всех ее проявлениях.

Комплексный подход к воспитанию предусматривает работу в следующих направлениях:

  • Умственное воспитание личности развивает интеллект и способности ребенка, стимулирует его любознательность к познанию окружающего мира. Оно включает в себя онтогенез следующих качеств:

труд ребенка

  1. Память, сила воли и мышление — главные составляющие образования.
  2. Культура труда;
  3. Интерес к работе с учебными пособиями;
  4. Личностные качества.
  • Трудовое воспитание имеет цель развить ответственное отношение к различным видам трудовой деятельности, а также позволить накопить необходимый профессиональный опыт. Воспитание трудолюбивой и конкурентоспособной личности возможно только через привитие трудовых навыков.
  • Воспитание духовно и физически здоровой личности невозможно без физического воспитания. Оно позволяет развивать не только физические качества, но и силу воли, вырабатывая навыки самоконтроля и дисциплины.

Физическим развитием занимаются в школе, дома, в спортивных секциях, где регулируется распорядок дня, распределение часов отдыха, умственного и физического труда.

  • Формирование ответственности за судьбу Родины, семьи и других людей – главная задача гражданского воспитания.
  • В современном обществе появилась необходимость в экономическом воспитании. Молодое поколение должно уметь правильно распределить финансы в семье, на производстве, иметь представление о потоке денежных средств в масштабах страны.
  • Экологическое воспитание предусматривает развитие личности на основе ценностей окружающего мира, на умении радоваться непреходящей красоте природы, ценить ее богатства.
  • Умение ориентироваться в законах своей страны, знание своих прав и обязанностей как гражданина – качества, которые развивает правовое воспитание.
  • Способность видеть прекрасное, развивать и оберегать его – задача эстетического воспитания. Причем оно предполагает не только созерцание, но и обучение навыкам создания этого прекрасного своими руками.
  • Развитие ребенка невозможно без нравственного воспитания личности.

Нравственность

Постоянные изменения в общественной жизни, стремительное развитие научно-технического прогресса ставят перед педагогическим процессом ряд важных вопросов, решение которых необходимо в ходе воспитания.

Из-за переломного этапа в экономической и социальной сфере нашего государства учителя столкнулись с поколением, не имеющим нравственных ценностей или представляющим их в неправильном аспекте. Несформировавшиеся личности детей и подростков остро реагируют на изменения в обществе, принимая их как вседозволенность и распущенность. Желание достигнуть материального благополучия любым путем, который часто граничит с беззаконием, приводит к нарушению всех принятых моральных норм.

А ведь нравственное воспитание личности – главная цель воспитания. Уделяя мало внимания этому направлению, общество рискует получить бездушное поколение роботов, которое не брезгует для достижения цели никакими способами.

воспитатель младшего возраста

Воспитание и формирование личности нравственными ценностями заключается в развитии у детей нравственного поведения, чувств и навыков.

Проблема нравственного воспитания состоит в том, что ребенку рассказать о нравственности и морали недостаточно. Воздействие на личность произойдет только тогда, когда ее будут окружать люди, своим примером доказывающие необходимость именно такого поведения. В этом случае произойдет переход нравственных понятий в убеждения. А это является главным показателем нравственного развития ребенка.

Нравственность и мораль помогают детям преодолевать барьеры и кризисы в развитии. Четкое понимание различий между добром и злом, умение сочувствовать и сопереживать – показатель правильного развития молодого поколения.

Эффективным воздействием на личность будет совокупность всего педагогического процесса, где главная роль отведена вопросам морали.

Безусловно, результаты нравственного воспитания видны не сразу: это длительный и кропотливый процесс, который усложняется по мере взросления ребенка. Более того, социальные условия и общество, в котором развивается человек, существенно влияют на формирование нравственности.

Воспитание личности в коллективе осуществляется с помощью различных форм, отражающих взаимодействие воспитателя и воспитанника.

Известны их две основные классификации. В зависимости от количества детей, выделяют фронтальное, групповое и индивидуальное воздействие.

Классифицируют формы организации воспитательной деятельности и с помощью методов. Различают следующие, наиболее популярные методы:

  • Словесные;
  • Практические;
  • Наглядные.

Конечно, нельзя ограничиваться только указанными средствами. Педагогическая наука оперирует множеством различных форм и средств, которые используются в процессе нравственного воспитания. Однако данные методы являются главными инструментами воздействия на сознания ребенка. Преподаватель может проводить беседу с отдельным учащимся при всем классе, в небольшой группе или индивидуально. Все зависит от конкретной ситуации.

нагядность воспитания в учебном процессе

Процесс нравственного воспитания многогранен и требует отдачи как со стороны воспитывающего, так и со стороны воспитуемого.

Весьма действенен в этом процессе метод убеждения, с помощью которого происходит воздействие на чувства и сознание ребенка. С помощью этого метода объясняются определенные понятия и нормы поведения. Для того чтобы убеждение прошло успешно, необходимо подкреплять его примерами из жизни знакомых, родственников и друзей ребенка. Приводить примеры из кинофильмов, телепередач и популярных книг.

Углубить действие убеждения призван метод упражнения, который поможет на практике реализовать поставленные задачи. Для его реализации необходимо выполнять указанные действия, направленные на формирование личности. Деятельность данного метода весьма широка. Она не ограничивается только понятиями о правильном поведении, но и продолжает развитие сознания, взглядов и убеждений.

Эффективными в развитии личности являются и такие методы:

  • Поощрения и наказания, которые применяются для оценки отрицательных или положительных поступков.
  • Убеждение и работа с собственным сознанием через самоубеждение.
  • Мотивация и постоянное стимулирование мыслей и действий.
  • Внушение и самовнушение.
  • Обязательная коррекция поведения.
  • Создание искусственных ситуаций, с помощью которых отрабатываются навыки определенного поведения.
  • Проведение рефлексии.
Общая цель нравственного воспитания независимо от выбранных методов предусматривает формирование всесторонне развитой личности в аспекте гуманизма.

Задачи нравственного воспитания состоят в следующем:

  1. Учить детей пользоваться моральными принципами и законами в повседневной жизни;
  2. Содействовать развитию самосознания нравственности;
  3. Стимулировать дальнейшее развитие нравственности по мере взросления;
  4. Вырабатывать умение сопротивляться всему, что противоречит нормам морали;
  5. Воспитывать милосердие и любовь к окружающим.

Безусловно, помимо педагогики развивать нравственность молодого поколения призваны и другие факторы.

контакт воспитателя и воспитуемого

Ведь ребенок рождается, развивается, проходит все этапы взросления среди других людей. Он должен уметь регулировать свои желания и потребности с учетом потребностей окружающих. Поэтому очень важным моментом является социальное воспитание и социализация личности.

Социализация

Социальное воспитание зародилось в давние времена, но обоснование в науке этого процесса произошло недавно.

Это направление регулируется педагогикой. Социализация направлена на формирование социально зрелой и развитой личности. Происходит она путем включения детей в разные виды социальных отношений.

Развитие, социализация и воспитание личности неразрывно взаимодействует с обучением, образованием в целом и психологией. Личность, ее социализация и воспитание – понятия комплексного педагогического процесса.

Однако деятельность педагога отвечает принципам социализации только тогда, когда она основана на раскрытии потенциала детей через творчество, трудолюбие и развитие личности во взаимосвязи с обществом.

Психология представляет социальное воспитание как сотрудничество воспитателя и ребенка, в результате которого воспитуемый осознает и корректирует значимые для него ценности.

В современной науке популярны следующие подходы к проблеме воспитания социализации:

  • Индивидуальный. Учитывает личные особенности воспитуемых.
  • Личностный. Дает возможность помочь ребенку осознать себя индивидуальностью, раскрыть и выявить возможности.
  • Возрастной. Использует особенности взросления и специфику развития в том или ином возрасте.
  • Гендерный. Призван помогать создавать условия для решения проблемы совместного или раздельного обучения мальчиков и девочек в обществе.
  • Дифференцированный. Выступает как основа использования целей социализации в разных системах.

Воспитывая социально успешную личность, необходимо придерживаться важных принципов:

занятия в детском саду

  1. Принцип диалога. Он основан на тесном сотрудничестве воспитателя и детей, когда происходит обучение нравственности, а также использование принципов и норм морали в общественной жизни.
  2. Незавершенность. Воспитание не может быть завершено на определенном возрастном этапе. Это непрерывный процесс, который будет продолжаться всю жизнь.
  3. Дополнение. Множество факторов способствуют социализации. Только в совокупности, дополняя друг друга и не вызывая противоречия, они смогут осуществить развитие гармоничной и социально адаптированной личности.

Главным фактором успешной социализации является постоянное сотрудничество между членами общества.

Выделяют следующие виды взаимодействия:

  • Общение между двумя личностями;
  • Сотрудничество членов группы внутри коллектива;
  • Общение нескольких групп людей;
  • Взаимодействия массовое.

Особенности содержания любого вида взаимодействия завися от национальной, культурной и социальной особенности участников групп. При этом в комплексе может происходить воспитание нравственности и толерантности.

Социализация личности предусматривает исполнение воспитуемым различных социальных ролей, умение органично входить в разные социальные группы и взаимодействовать с ее членами.

Подведем итоги

Социальное развитие личности происходит с помощью воспитания. Оно может быть успешным только при наличии социального окружения как объекта для подражания.

Воспитание личности происходит целенаправленно и комплексно, с учетом потребностей общества и нравственных ориентиров.

Adblock detector