Проблема возрастной периодизации психического развития

Психическое развитие человека – непрерывный процесс, который начинается практически сразу после рождения и заканчивается смертью. При этом он характеризуется как качественными, так и количественными переменами в сознании личности. Проблема возрастной периодизации психического развития на сегодняшний день остается открытой, так как психологи не выделили единой классификации этого явления.

Существует несколько подходов к определению возрастной периодизации, которые базируются на различных психических качествах человека. Рассмотрим основные направления отечественной и зарубежной психологии, которые занимаются изучением данной проблемы.

Необходимые определения

Известные педагогические деятели, мыслители и философы еще с древности пытались разделить жизнь человека на условные отрезки, которые, на их взгляд, отражают изменения и специфические особенности психического, физиологического и социального развития личности. Границы, которые выделяли авторы, а также содержание периодов определяют самые важные стороны онтогенеза личности.

Рассмотрим основные термины, которые помогут понять суть существующих классификаций.

Для начала следует разобраться, что включает в себя понятие возраст, который имеет несколько определений.

  1. Хронологическое определение возраста основывается на количестве прожитых человеком лет;
  2. Биологический возраст представлен показателями физиологического развития всех органов и систем организма;
  3. Возраст, связанный с психологией человека, является показанием психического развития и включает в себя такие показатели:
  • Взросление ума. Для того чтобы определить умственный возраст, используют специальный тест Векслера, который заключается в выполнении заданий вербальных и наглядных упражнений в совокупности. После их выполнения высчитывают показатель интеллекта.
  • Адаптация в обществе – интеллект социализации. Высчитывается, насколько человек адаптирован к обществу, в котором он живет.
  • Зрелость эмоций. Умение управлять собственными ощущениями характеризует зрелость личности.

Как свидетельствуют многочисленные исследования, показатели возраста у каждого отдельно взятого человека чаще всего не совпадают.

Для того чтобы разобраться в развитии человека на разных возрастных этапах, учеными были предприняты попытки систематизировать отдельные периоды жизни личности с помощью периодизации.

Периодизация – членение жизненного пути на этапы развития или возрастные периоды.

Суть периодизаций

Говоря об особенностях возрастной периодизации развития взрослого человека, необходимо подчеркнуть, что она неразрывно связана с классификаций детских периодов жизни.

Исследования отечественных психологов несколько отличаются от выводов их зарубежных коллег. Однако все они направлены на вычленении особых признаков, характерных для отдельных этапов. Классификация конкретно психического развития базируется на членении жизни личности, которое представлено в виде последовательных стадий психологического онтогенеза человека.

Любая периодизация, имеющая научное обоснование, обязана освещать внутренние особенности закономерного процесса развития и соответствовать таким требованиям:

  • Давать характеристику качественного содержания определенного этапа, а также его различия по отношению к другим периодам;
  • Указывать связь структур психических функций и процессов в контексте одного периода;
  • Проводить параллель между этапами развития;
  • Иметь четкую структуру, которая базируется на взаимодействии и последовательности каждого периода.

Некоторые периодизации развития имеют односторонний характер, так как анализируют какую-то одну характеристику, таким образом, разрывая связь между онтогенезом личности и умственными способностями. Более того, такие периодизации игнорируют исторические изменения, которые обязательно накладывают свой отпечаток на развитие человека.

В качестве примеров подобных периодизаций можно привести работы Ж. Пиаже, которые основываются исключительно на развитии интеллектуальных способностей, или классификация возраста З. Фрейда, основанная на психосоциальном взрослении.

Достаточно популярна периодизация, в основу которой положен педагогический принцип ступеней обучения в общеобразовательных учреждениях.

Э. Эриксон. Особенности классификации

Э. Эриксон включает в свою периодизацию 8 стадий, каждая из которых предусматривает определенный кризисный этап. От степени успешности преодоления этого психологического и социального кризисного момента зависит формирование определенных личностных качеств общего потенциала, которые могут быть как положительными, так и отрицательными.

Стадия 1.

Период выбора между эмоциональными ощущениями доверия либо недоверия ребенка к окружающей действительности. Длится с рождения до первого года жизни.

Стадия 2.

Начало формирования автономного разделения эмоций, базирующихся на чувстве стыда или сомнения. Охватывает период с двух до трех лет.

Стадия 3.

Развитие инициативы, протестующей против ощущений вины. Продолжительность этапа с четырех до семи лет.

Стадия 4.

Формирование умения противостоять чувству неполноценности. Подростковый период, который имеет весьма расплывчатые границы. Может охватывать возраст с восьми до тринадцати лет.

Стадия 5.

Начало развития кризиса идентичности, который состоит в противостоянии личностного восприятия с общественным. Заканчивается в 19 лет.

Стадия 6.

Стремление к близким отношениям и любви, создание семейных отношений, протест против одиночества. Этап включает в себя годы с 19 до 35 лет.

Стадия 7.

Максимальное желание избавиться от застоя и обыденности жизни. Продолжается с 35 до 60 лет.

Стадия 8.

Этап целомудрия и осмысления. Стремление избежать распада личности и разлада в собственном мироощущении. Длится до окончания жизни.

Концепция развития личности по Э. Эриксону предусматривает радикальные изменения в психике человека после смены каждого этапа: меняются взаимоотношения с людьми, преобразовывается внутренний мир. В результате этих качественных изменений каждый человек приобретает нечто новое в своем развитие, то, что «принадлежит» только ему. Более того, эти изменения сохраняются в течение всей жизни, накапливая опыт следующих этапов.

Э. Эриксон считал, что все изменения не могут возникнуть сами по себе. Их появление обусловлено опытом предшествующих стадий становления личности. Новые свершения психики человек может получить только тогда, когда на предыдущих этапах были обеспечены определенные психологические и поведенческие условия.

Так как в одной теории развития предоставить все тонкости возникновения отрицательных и положительных изменений невозможно, Э. Эриксон продемонстрировал в качестве примера 2 противоположные линии развития личности: правильную и аномальную.

Конечно, встретить человека, который совмещал бы в своем характере данные черты в том виде, в котором представил их психолог, невозможно. Однако они помогают теоретически обосновать главные, акцентные моменты становления личности.

Нововведения Л. С. Выготского

Не менее известный советский психолог Л. С. Выготский представил свою возрастную периодизацию, опираясь на модели диалектики и скачкообразный переход на новый уровень развития.

Психолог считал, что все возрастные периоды обусловлены переходом из стабильного состояния в кризис. Во время стабильных периодов человек медленно накапливает необходимый положительный или отрицательный опыт, который в кризисные моменты является движущей силой для преодоления трудностей. От того, насколько успешен будет статический этап, зависит качественный переход на новый уровень развития во время кризиса.

Выготский считал, что стабильные и кризисные периоды имеют четкую структуру чередования. Именно это свойство помогает людям преодолевать психологические сложности на разных возрастных этапах.

Последователи идей Выготского. Этапы жизни по Эльконину

Все умозаключения Выготского стали базой для дальнейших исследований в психологии возраста.

Современная отечественная психологическая наука базируется на идеях Д. Б. Эльконина. Он в своих работах руководствовался такими принципами:

  • Учет исторических предпосылок по отношению к скорости развития личности, а также влияние этого процесса на общее становление психологических качеств человека;
  • Влияние каждого предыдущего цикла на онтогенез личности;
  • Акцент на противоречии диалектического процесса, который развивается не эволюционно, а прерывисто;
  • Подчеркивание важности переломных периодов в жизни человека как качественного и единственно возможного варианта перехода из одной стадии развития в другую;
  • Доказанность неоднородных и индивидуальных переходов.

Д. Б. Эльконин считал, что каждый период в жизни человека необходимо рассматривать, опираясь на следующие критерии:

  • Социум, который является определяющим в системе отношений, ситуации, спровоцированные обществом, умение ориентироваться во взаимоотношениях с другими людьми;
  • Главный вид деятельности;
  • Важные изменения в развитии;
  • Кризисные моменты в жизни.

Эльконин, так же, как и Выготский, считал переломные моменты в жизни единственно возможными факторами, влияющими на развитие человека. Более того, он предполагал, что кризисы бывают двух видов: отношений и мировоззрения.

При этом каждый переломный момент, по мнению ученого, состоит из двух стадий. Начало периода сопровождается изменениями в сфере мотиваций и потребностей, а заканчивается он возможностью действовать и меняться.

Этим психологом был впервые выведен закон о неизбежности чередования различных типов деятельности, которые обязательно состоят в противоречии друг с другом.

«Взрослые» кризисы

Ни для кого не секрет, что кризисные периоды переживают не только дети, но и взрослые. Ведь развитие человека, совершенствование или деградация его внутренних качеств продолжается всю жизнь.

Многие исследователи сходятся во мнении, что существует несколько кризисов взрослого, которые протекают в определенные отрезки времени. Так, принято считать, что кризисными являются периоды тридцати и сорока лет. Не менее важные психологические переживания испытывают люди после выхода на пенсию.

Отличительными чертами «взрослых» кризисных периодов является их большая протяженность во времени, увеличенные интервалы и возможные скрытые течения.

Подобные этапы свидетельствуют о том, что и во взрослом возрасте вопросы чередования стабильных и переломных моментов весьма актуальны. Как и в детстве, развитие и совершенствование умственных, социальных и психологических возможностей людей не может происходить линейно. Скачкообразное обогащение психологических механизмов развития обеспечивает индивидуальный онтогенез личности.

Попробуем разобраться с основными закономерностями развития взрослых людей.

Популярный психолог В. И. Слободчиков подчеркивает, что разработанная им система периодизации может быть использована и для детей, и для людей, которые перешли черту юности. Однако содержание этой классификации, которое несет основной психологический смысл, будет совершенно разным.

Так, психолог считает доминантами развития детей следующие моменты:

  • Основная деятельность;
  • Взаимоотношения «ребенок/взрослый»;
  • Общение с семьей и педагогическими работниками;
  • Отношение с ровесниками в стенах учреждения образования и за его пределами.

Онтологическими предпосылками к совершенствованию взрослого являются такие факторы:

  • Общение в семье и в сфере профессиональной деятельности;
  • Общее дело, которое объединяет близкое окружение человека.

Как видим, по определению В. И. Слободчикова, главным фактором развития детей и взрослых является совместная деятельность через общение с ближайшим социальным окружением. Психолог также подчеркивает необходимость рассматривать каждую конкретную ситуацию развития в связи индивидуальными психическими особенностями человека, а также через призму прошедших этапов онтогенеза.

Специфика деятельностного подхода

Термин «ведущая деятельность» был впервые введен в научный обиход А. Н. Леонтьевым. Он считал, что специфика развития взрослого и ребенка зависит от того, какой вид деятельности является определяющим на определенном жизненном этапе.

Д. Б. Эльконин разработал свою периодизацию развития детей как раз по этому принципу, и она уже доказала свою состоятельность. Однако при использовании подобной классификации во взрослом возрасте возникают некоторые вопросы, на которые она не дает ответа.

Приведем пример.

Период, когда трудовая деятельность является определяющей для человека, занимает большую часть его жизни, следовательно, предоставляет возможность для множественных качественных психологических изменений. Однако помимо профессиональной сферы, в это время людьми создаются семьи, где они занимаются построением личностных отношением и воспитанием детей. Общественная работа также занимает немаловажное место в этот период, значит, также влияет на психологическое развитие.

Исходя из данных фактов, следует либо утвердить именно трудовую деятельность в качестве ведущей в деле развития психологии человека, а остальные признать не имеющими значения, либо признать несостоятельность данного принципа для периодизации развития взрослого человека.

Таким образом, следует признать, что ведущая деятельность не является определяющей в период зрелости. Психологическое развитие взрослого человека происходит под воздействием всех возможных факторов, с которыми соприкасаются люди в процессе своей жизнедеятельности.

Границы зрелости

Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития взрослого человека так же, как и детская, не решена в полной мере психологами.

С помощью накопленного опыта и знаний учеными было выделено несколько фаз онтогенеза личности, которые и позволили создать несколько периодизаций жизненного цикла взрослых людей. При этом возрастные рамки у них немного различаются.

Так, некоторые ученые считают, что зрелость начинается в период юности. Например, В. В. Гинзбург определяет такие рамки зрелости:

  • У мужчин с 16 до 24 лет;
  • У женщин с 15 до 22 лет.

В. В. Банак, напротив, увеличивает этот период до 25 лет.

Зарубежные психологи также неоднозначны в этом вопросе. Д. Б. Бромлей уверен, что этап взросления приходится на промежуток от 21 до 25 лет, а Д. Биррен разделяет этап юности от взросления и считает, что это время с 17 до 25 лет.

Еще больше путаницы возникает при возрастных определениях границ среднего возраста. Эти цифры охватывают возраст 20 до 60 лет.

Биррен заявляет, что зрелость – это весь промежуток времени между юностью и старостью. Причем старость, по его определению, также входит в состав среднего возраста.

Г. Гримм также считает нецелесообразным делить взрослый этап на какие-то отрезки, называя его возрастом трудоспособности, как, впрочем, официально заявлено в демографии.

Для того чтобы каким-то образом систематизировать возрастные этапы, Ананьев предлагает исследовать психологический онтогенез взрослого населения по округленным датам. Например, десятилетиями.

Исходя из вышесказанного, очевидным является тот факт, что на сегодняшний день не существует эмпирически обоснованной периодизации психического развития взрослого.

Adblock
detector