Специфика воспитания личности взрослого человека
Содержание
Педагогика является наукой, которая призвана изучать воспитание и обучение. Но ни в одном определении нет указаний на то, какого возраста должен быть воспитываемый. Следовательно, воспитание личности должно охватывать и детей, и взрослых.
Воспитание и формирование личности взрослого человека, конечно, проходит сложнее. У него сложилась система ценностей, собственный взгляд на мир, отношения с социальным окружением. Многие считают, что сформировавшуюся личность не стоит воспитывать, потому что сделать это попросту невозможно.
Миф это или реальность попробуем разобраться в этой статье.
Воспитательный процесс
Человек развивается под воздействием трех основных факторов: наследственности, социального окружения и воспитания.
Следовательно, воспитание можно охарактеризовать как целенаправленное формирование личности, которое воздействует на людей с помощью социума и наследственных факторов. Причем оно предусматривает тесную связь воспитателя с воспитуемым и имеет четко определенные цели, к достижению которых направлен весь воспитательный процесс.
Содержание воспитания состоит из определенных элементов, которые направлены на достижение результата:
- Четко поставленных целей;
- Определенных методов и средств;
- Приемов педагогического воздействия.
Воспитание как фактор развития личности представляет собой многоступенчатую структуру, которая занимается исследованием влияния на человека таких воздействий:
- Семья;
- Социальное окружение;
- Природные задатки и склонности;
- Особенности темперамента;
- Сфера профессиональной деятельности;
- Искусство, культура и литература.
Все эти причины, влияющие на развитие личности, можно условно разделить на две группы:
- Объективные обстоятельства
- Генетическая предрасположенность и физическое здоровье;
- Социальный статус семьи и уровень ее культурного развития;
- Особенности процесса воспитания в детском и подростковом возрасте;
- Семейные традиции, особенности профессиональной деятельности и социальный статус;
- Менталитет, особенности культурных традиций страны, в которой проживает индивид.
- Субъективные факторы:
- Особенности психических процессов, нравственные позиции и особенности мировоззрения воспитывающего и воспитываемого;
- Взаимоотношения с социальным окружением;
- Воздействие на личность отдельных людей, объединений и общества в целом.
Кого считать воспитанным человеком
Мнения по этому поводу разнятся. Приведем основные критерии, по которым в современном обществе судят о степени воспитанности личности:
- Умение делать добро людям, независимо от наличия материальной выгоды;
- Желание постигать истину во всех сферах ее проявления; стремление самосовершенствоваться и развиваться;
- Видеть, чувствовать и создавать красоту вокруг себя;
Воспитанность проявляется в умении держаться, во внешнем облике, умении с уважением относиться к мнению других, иметь цели, которые не противоречат нравственным ценностям других людей и т. д.
Разновидности воспитания
Личность как предмет воспитания изучается в нескольких направлениях, которые объединены едиными целями и содержанием.
Рассмотрим эти направления.
Умственное воспитание.
Его важная цель – развитие интеллектуальных способностей. Оно ориентировано на онтогенез познавательных возможностей ребенка и взрослого, помогает формироваться таким качествам:
- Память, интеллект, сила воли;
- Культура учебного и интеллектуального труда;
- Способность работать с источниками познания: книгой, средствами массовой информации, интернетом;
- Самостоятельность, целеустремленность, творчество.
Нравственное воспитание.
Нравственное воспитание личности происходит путем передачи накопленных этических правил от одного поколения другому. Основные правила нравственности отображены в Библии и Коране.
Проблема нравственного воспитания решается с помощью ряда задач:
- Использование накопленных поколениями нравственных знаний и опыта; применение их в повседневной жизни;
- Воспитывая нравственность, развивают лучшие качества ребенка, основанные на гуманном, толерантном отношении к другим людям. Впоследствии честность, забота, терпимость и деликатность становятся главными положительными качествами взрослого человека.
- Формирование дисциплинированности, ответственности за свои поступки;
- Воспитание трудолюбия как основы бережного отношения к национальным богатствам.
Трудовое воспитание.
Воспитание трудолюбия является основой, на которой базируется развитие личностных качеств человека.
Творческий подход и добросовестное отношение к трудовой деятельности, способность к накоплению профессиональных навыков, привитая культура труда – главный показатель человека, который полезен обществу.
В современном обществе, которое базируется на принципах конкурентности, важно воспитание трудолюбивой и конкурентоспособной личности. В этом случае ее возможности в деле гармоничного развития значительно расширятся.
Эстетическое воспитание
Способность чувствовать прекрасное, уметь наслаждаться им поможет нравственное воспитание личности. Ведь отношение к действительности во многом определяет жизненную позицию человека.
Умение переносить красоту из произведений искусства в повседневную жизнь помогает личности достичь гармонии с самим собой и обществом.
В школьном возрасте эстетическое воспитание ребенка предусматривает оформление классов к различным праздникам, разработку ландшафтного дизайна, озеленение пришкольных участков.
Перенеся эстетические возможности и чувство вкуса во взрослую жизнь, человек продолжит внедрять прекрасное дома, на работе, в социуме.
Физическое воспитание
Личность может быть развита гармонично только при комплексном подходе к физическому и психическому здоровью. Воспитание духовно и физически здоровой личности является составной частью физического воспитания.
Желание совершенствоваться появляется только у здорового человека. Поэтому развитие личности должно сопровождаться процедурами закаливания, формированием силы воли, которая способствует повышению ее работоспособности и выносливости.
Физическое воспитание как процесс осуществляется в учреждениях образования и домашних условиях. Его важным условием является непрерывность, контроль, соблюдение режима дня и личная заинтересованность.
Гражданское воспитание
Многие педагоги считают, что личность сформирована только тогда, когда понимает свою ответственность перед Родиной. Моральный долг каждого человека — выполнять законы своей страны, вносить посильный вклад в развитие и процветание государства.
Экономическое воспитание
Достаточно новое направление в современной педагогике, которое предполагает развитие деловых личностных качеств в сфере производственных отношений. Они должны находить применение не только на профессиональном поприще, но и в масштабах семьи и всей страны.
Навыки экономически правильного мышления развивают такие качества личности, как бережливость и предприимчивость.
Экологическое воспитание
Учитель и воспитатель учат ребенка любить и ценить все, что их окружает, прививая бережное отношение к природе и всему живому. Они делают акцент на том, что каждый человек обязан принять участие в сохранении благоприятной экологической обстановке на Земле.
Правовое воспитание.
Отличительная черта современной молодежи – знание своих гражданских прав, но полное игнорирование обязанностей.
Гражданское воспитание призвано научить соблюдать и уважать законы своей страны, права человека, умение отстаивать свою позицию и уважать позицию других граждан.
Влияние образования на процесс становления личности
Современное образование является важным звеном между семьей и развивающимся человеком. Влияние личности педагога на развитие ребенка сложно переоценить. Ведь для эффективной работы образовательной системы недостаточно эрудиции и интеллектуальных способностей учителя. От того, насколько педагог сможет заинтересовать учащегося, проявить свою индивидуальность в творчестве, будет зависеть решение любой педагогической проблемы.
Известный деятель педагогической науки Булатова О. С. предполагает, что творческая индивидуальность педагога должна проявиться в следующих аспектах:
- Мотивация учителя для ответа на поставленный педагогический вопрос;
- Личностные качества;
- Особенности мышления педагога.
Учитель должен осознать важность саморазвития и совершенствования творческих навыков, развитие индивидуальности и креативного мышления.
Настоящий педагог – это артист, который способен «сыграть» каждый урок как отдельно взятую пьесу. При этом активная деятельность детей не станет для него помехой, а поможет проявить импровизацию для установления тесного контакта с учащимися.
Развивая на уроках всесторонне развитую личность, педагог-артист применяет различные средства и методы, используя народные традиции и современные компьютерные технологии. Только такой учитель способен воспитать толерантного, думающего, гуманного и ответственного гражданина.
Коллектив и личность
Говоря о социализации личности, важно понимать, что человек должен не только соответствовать тем правилам, которые выдвигает общество, но и уметь противостоять его негативному влиянию.
Воспитание личности в коллективе должно носить целенаправленный и контролируемый характер. В обратном случае есть опасность полного растворения в обществе и общественном мнении. Это чревато потерей индивидуальности и самостоятельности в принятии решений.
Развитие, социализация и воспитание личности должны находиться в тесном взаимодействии. Только их совокупность сможет помочь становлению гармоничной личности.
В современном обществе существует два вида определения социализации.
Первый вид предполагает, что общество является главным фактором воздействия на человека. Личность же не может оказывать на него никакого влияния, выступая в роли пассивного объекта.
Второй вид базируется на тесном взаимодействии социума и индивида. Причем последний оказывает непосредственное влияние на развитие общества. Считается, что социальное воспитание и социализация личности происходят на протяжении всей жизни.
Выделяют первичную социализацию, которая происходит в период формирования личности ребенка, и вторичную, решающую проблемы включения в социум взрослых личностей.
В настоящее время педагогический словарь пополнил термин «социальное воспитание». Оно включает в себя все виды развития, однако направлено на проблемы воспитания с точки зрения полезности обществу, формированию гражданской позиции.
Социализация и воспитание личности происходит под воздействием противоречий, возникающих между потребностями растущей личности и возможностью их реализации. В процессе образования и воспитания личность формируется через отражение ее социальной сущности.
Важным моментом является выбор «правильной» социальной среды, которая поможет сформироваться положительному или отрицательному социальному опыту.
Личность социальная
Формирование личности, которое происходит под воздействием определенных условий, принятие и развитие социального опыта называется социализацией.
Существует несколько стадий социализации:
- Первичная, адаптационная стадия. Она охватывает период от рождения до подросткового возраста, когда малыш не способен к критическому осмыслению действительности, а занимает позицию наблюдателя.
- Период начала индивидуализации. Попытки критического осмысления реальности, противопоставления собственного «я» обществу.
- Интеграция, проявляющаяся в желании индивидуума найти свое место в обществе, занять принадлежащую ему общественную «нишу».
- Стадия трудовой практики. В это время происходит не только освоение накопленного опыта, но и воспроизведение его путем внесения личного вклада на пользу обществу.
- Стадия окончания трудовой деятельности. Происходит передача накопленного социального опыта молодому поколению.
Как уже было сказано, процесс вовлечения личности в социальное пространство никогда не заканчивается. При этом социализация ребенка отличается от социальной активности взрослого.
Выделяют следующие особенности социального поведения взрослых индивидуумов:
- У взрослого человека социализация считается успешной, если под воздействием коллектива происходят изменения в поведении;
- Зрелый индивидуум способен оценивать социальные нормы;
- Сформировавшаяся личность способна различать «оттенки» поведенческих характеристик с точки зрения толерантности;
- Социализация взрослого имеет цель помочь овладеть специальными социальными навыками.
Психологи считают, что неправильно рассматривать социализацию взрослых в аспекте продолжения детской. Наоборот, данный процесс направлен на преодоление психологических особенностей становления личности в детстве.
В качестве заключения
Развитие взрослой личности не только возможно, но и необходимо. Ее внутренний потенциал раскрывается через целенаправленное воздействие общества, семьи, сферы профессиональной деятельности.
Важным моментом в развитии взрослого человека необходимо считать желание и потребность к самореализации и совершенствованию.
Воспитание – весьма трудоемкий и длительный процесс становления личности, который будет успешным при его целенаправленном использовании всеми членами общества.