Воспитание детей в возрасте одного года: характеристика сенсорных ощущений

В раннем возрасте у малыша интенсивно развиваются психические и физические процессы, устанавливаются первые контакты с миром. Это время, когда зарождаются первые эмоции, происходит формирование необходимости общения, активно развиваются память и воображение.

Ребенок с помощью ощущений познает мир. Поэтому воспитание детей в возрасте одного года должно развивать восприятие.

малыш познает мирСенсоры

Малыш быстро развивается, когда хорошо слышит, видит и чувствует.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста направлено на понимание окружающей действительности. В процессе наблюдения за явлениями и понятиями у крохи начинается познание.

Главные составляющие познания — ощущение и восприятие.

Условные рефлексы, приобретаемые в процессе жизнедеятельности, начинают появляться в первые дни жизни малыша. В это время сенсорное воспитание является определяющим в развитии крохи.

В этот период происходит познание формы, цвета и размера. Для успешного познания малыш должен получать разнообразные впечатления.

Дадим характеристику сенсорных ощущений на разных возрастных этапах.

  • До 1 месяца. Четкое отличие света от темноты, звука от тишины. Появляется обоняние.
  • Начало 2 месяца. Время бодрствования сопровождается впечатлениями, воспринимаемыми органами слуха и зрения.
  • От 2 до 3 месяцев быстро развиваются слух и зрение. Малыша учат следить за цветными игрушками, меняя их цвета. Слух развивают, включая негромкую, лучше классическую музыку.
  • С 3 месяцев крохи различают форму и цвет предмета. Развитие детей продолжается через осознанное движение рук. Малыш начинает знакомство с предметом на ощупь, пытается затянуть в рот. В этот период важно использовать для игры игрушки из различных материалов.

сенсорное развитие

  • В 7-8 месяцев младенцев интересуют окружающие его люди.
  • С 9 месяцев и до года появляется стремление к самостоятельным действиям. Он начинает на самом простом уровне понимать речь взрослых.
  • К одному году малыш начинает самостоятельно ходить. У него быстро увеличивается рост и вес, функции организма работают в усиленном режиме. Проявляет повышенный интерес к игрушкам, которые двигаются или звучат.
  • К 2 годам дети могут определить похожие по форме предметы. Второй год жизни ребенка также характеризуется стремительным развитием зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти и мышления.
  • В возрасте трех лет огромное значение приобретает деятельность, направленная на развитие мелкой моторики. К концу 3 года жизни малыш должен уверенно выполнять действия, используя различные предметы (например, построить башню).

Развитие и воспитание детей раннего возраста происходит через непосредственное взаимодействие со взрослыми людьми. Совместные игры, прогулки, когда родители обращают внимание малыша на окружающие его предметы, дают их потрогать, пощупать, понюхать, несут важное воспитательное значение.

Для детей 2-3 года жизни сенсорное воспитание является определяющим и для социального развития.

Как воспитать характер?

Личностные качества ребенка отчетливо проявляются в 2-3 года. Однако это не значит, что воспитывать его нужно начинать с этого возраста.

Начинается воспитание характера ребенка в младенческом возрасте. А плоды его родители будут пожинать чуть позже. То есть, качества личности, заложенные в младенчестве, станут основополагающими во взрослом возрасте.

Основные проблемы воспитания детей раннего возраста связаны с неустойчивостью эмоционального состояния. Они плачут порой без причины, а через несколько минут весело смеются. Высокая пластичность нервной системы позволяет начинать образование малыша в раннем возрасте.

Ребенка невозможно заставить выполнять какие-либо действия, а вот заинтересовать его очень просто.

Воспитание характера ребенка в младенческом возрасте напрямую зависит от позитивного взаимодействия со взрослыми. Даже не понимая обращенных к нему слов, малыш реагирует на интонацию и эмоции родителей, радуясь или огорчаясь вместе с ними.

Особенности воспитания маленьких людей состоят в том, что в раннем возрасте необходимо сочетать развитие физических, психологических и эмоциональных навыков.

Развитие гигиенических навыков у детей раннего возраста – неотъемлемая часть воспитания. Это время, когда у малышей легко сформировать навыки гигиены. Они помогут дисциплинировать и привить важные привычки, например, аккуратность.

приучаем к гигиене

Санитарное состояние дома, в котором проживает семья, тоже будет влиять на развитие аккуратности.

Нравственность как основа развития

Ранний возраст – время, когда можно начинать воспитание культурно-нравственных ценностей.

В два года малыши способны воспринимать чувства других. Кроха, ориентируясь на поступки взрослых, начинает понимать, что быть добрым, отзывчивым человеком – правильно. А злоба, агрессия и зависть – качества, неприемлемые для хорошего человека.

С познанием нравственных ценностей начинается и общественное воспитание детей раннего возраста. С одной стороны, дети учатся общению со сверстниками, а с другой — стараются в этом общении использовать свои лучшие нравственные качества.

Для того чтобы воспитание в раннем возрасте было эффективным, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Оздоровительная и воспитательная работа должна проводиться в тесном взаимодействии;
  • Использовать единый подход к воспитанию родителями;
  • Постоянно общаться с ребенком;
  • Учитывать возрастные и личностные особенности малышей;
  • Развивать позитивное отношение к требованиям, которые предъявляются взрослыми;
  • Исключать регулярные запреты;

запреты ребенку

  • Формировать самостоятельность;
  • Использовать в качестве наглядного примера правильное поведение родителей;
  • Обязательно психологически готовить малыша перед выполнением определенных требований.

Говоря о детях, взрослые не всегда понимают важность их развития именно в раннем возрасте. Ведь от того, какими нравственными качествами овладеют малыши в этот период, будет зависеть становление их личности в дальнейшем.

Патриотизм в воспитании

Особого подхода требует вопрос о патриотическом воспитании. С какого возраста нужно прививать любовь к родине? Нужно ли знакомить с этим понятием годовалого ребенка? Конечно, да.

Любовь к близким и родным людям, родному дому – чувства, которые неосознанно появляются у малыша с первых месяцев жизни. На каждом возрастном этапе воспитания родители должны развивать и использовать эти нравственные критерии.

Например, возрастные особенности патриотического воспитания детей подросткового возраста напрямую зависят от тех установок, которые дети получили в раннем детстве, ведь преемственность – главная составляющая воспитания.

Подросток продолжает знакомство с окружающим миром через явления общественной жизни. Новые технологии позволяют быть в курсе важнейших политических и социальных изменений в мире.

Учитывая критичность мышления в этом возрасте, нежелание соглашаться с теми или иными доктринами, усложняет процесс воспитания вообще. Поэтому в данном вопросе важны грамотно выстроенные отношения между воспитывающим человеком и воспитуемым подростком.

Заключение

Становится очевидным тот факт, что развитие и воспитание маленького человека в возрасте одного года – важное и ответственное занятие.

Главная роль в воспитании принадлежит родителям. С помощью взрослых происходит развитие всех физических и психологических возможностей малыша.

От того, насколько эффективна будет эта помощь, зависит становление личности маленького человека.

 

Adblock
detector