Физическое воспитание: методы и их взаимосвязь с принципами и средствами

В современном мире нет человека, который не осознает важности физического воспитания для формирования гармоничной личности. Оно помогает укреплять здоровое тело и духовные качества человека, поэтому является одним из разделов педагогики.
воспитание детей в наших руках

Основа физического воспитания это методы, неразрывно объединенные с принципами и средствами, которые регулируют этот процесс и способствуют воплощению в жизнь важных задач:

  • Создать платформу для формирования качеств, изначально заложенных в ребенке;
  • Помогать укреплять и сохранять здоровье;
  • Заниматься закаливанием;
  • Улучшать сложение и способствовать гармоничному развитию всех функций организма.

Как же решить эти задачи, ведь они позволяют детям стать здоровыми и всесторонне развитыми людьми? Ответ прост: с помощью физвоспитания. Ведь составная часть физической культуры — средство и метод воспитания.

К средствам физического воспитания относятся гигиенические аспекты; упражнения; естественные силы природы и т. д. Нужно понимать, что только используемые в комплексе способы позволят разносторонне оказывать влияние на организм ребенка.

Средства воспитания

Характеристика средств физического воспитания предусматривает рассмотрение специфического и вспомогательных аспектов.

Основное специфическое средство физического воспитания – упражнения, которые являются ключом для решения ряда дидактических и специфических задач.

Почему именно упражнения считаются основным способом физического воспитания? Ещё в древности людям нужно было заниматься спортом, что помогало им выжить. Ведь все, что было нужно для их жизнедеятельности, было связано с движением: постройка жилища, охота и войны. Рисунки на скалах, по которым охотники стреляли, тренируясь перед охотой, были своеобразными тренажерами для выполнения упражнений. Естественные силы природы заставляли людей работать над своим телом, тренируясь и совершенствуясь. Но цивилизация развивалась, и люди утрачивали необходимость в постоянной двигательной активности. Поэтому они стали придумывать определенные движения, с помощью которых можно было вырабатывать силу, ловкость и выносливость. Эти действия стали называть упражнениями. Создание новых упражнений, помогающих сохранить физическое и духовное здоровье, продолжается и сегодня. Ведь жизнь людей состоит из активных движений, которые особенно важны для совершенствования детей.

Значит, слыша вопрос: «Что является основным специфическим средством физического воспитания?» нужно смело отвечать — упражнения. Данный факт подтверждают теоретики и учителя в своей практике. Когда выполняются упражнения, возникает стимуляция умственной деятельности и двигательной активности. Происходит активное развитие воображения, внимания, памяти. Более того, с их помощью укрепляются многие системы организма. Энергичные действия подразумевают усилия воли, которые помогают развиваться эмоциям и коммуникативным возможностям. Упражнениями нужно пользоваться комплексно, учитывая воспитательные, а также физические аспекты.

упражнения для оздоровления

Разнообразные упражнения как основное средство физического воспитания эффективно помогают при исправлении психофизических состояний у детей.

Однако получить многогранное влияние на организм возможно, используя упражнения и вспомогательные средства физического воспитания. Помощниками в деле закрепления и развития результатов занятий становятся естественные силы природы и гигиенические факторы.

Природные факторы дают возможность организму стать крепче, закалиться, помогают поддержать хорошую регуляцию тепла. Пользуясь естественными силами природы, сочетая их с упражнениями, есть вероятность увеличить скорость обменных процессов, улучшить иммунитет. Возможности организма очень повышаются от нахождения на свежем воздухе.

Гигиенические факторы как средство физической культуры тоже важны.

Гигиенические аспекты – это режим дня. Педагогические работники и родители должны учить ребят сохранять аккуратность, следить за чистотой своего тела. Обращать их внимание на необходимость делать уборку классов, хранить в чистоте приспособления для занятия спортом.

Итак, специфическим средством физического воспитания являются гигиенические аспекты и естественные силы природы.

Общепедагогические методы

Стержень воспитательного процесса – принципы и методы физического воспитания, которые применяют для развития разносторонней личности.

Под методами физического воспитания понимаются варианты выполнения упражнений.

Используют общепедагогические (те, что применяет педагогика в целом) и специфические (которые применяются только на уроках физкультуры).

Общепедагогические методы:

  • Словесного воздействия
  • Наглядного воздействия

Словесное воздействия:

словесные воздействия
Непосредственной наглядности (Преподаватель или учащийся показывает, как необходимо выполнять упражнения);Наглядного воздействия:

  • Опосредованной наглядности (Учитель демонстрирует наглядные пособия, фильмы, схемы, презентации).

Приемы исследования в физическом воспитании также играют не последнюю роль для развития полноценной личности в мировой педагогике и отечественной.

Наблюдение, анкета, изучение документации и продуктов деятельности, педагогический эксперимент – вот неполная классификация возможностей, которыми располагает этот прием. С его помощью педагог может выявить особенности учащегося использовать их при построении занятия.

Общая характеристика специфических методов

Перечислим их:

1. Строго регламентированного упражнения

2. Игровой

3. Соревновательный

Строго регламентированного упражнения.

Особенность их состоит в том, что активность движений производится в определённой системе с правильно регламентированной нагрузкой.

Эти приемы помогут реализовать такие положения:

1) четко регламентировать задание в объеме и активности;

2) правильно распределять время, чередуя отдых и занятия;

3) развивать физические данные ребенка;

4) правильно применять составляющие упражнений.

В образовании все строго регламентированные упражнения делят на несколько блоков:

  • методы обучения технике двигательного действия
  • методы воспитания физических качеств

Разучивание упражнений первой подгруппы может проходить как изучение действий целиком (целостное обучение) и частями (расчленённое упражнение).

Из главных методов воспитания физических качеств можно выделить чередование нагрузок и отдыха. Регламентация нагрузки – интенсивность в определенный промежуток времени и количество повторов, интервалы и характер отдыха. Также к методам данной группы относятся:

  • Равномерный, который характеризуется работой с четко фиксированной интенсивностью.
  • Переменный, где нагрузка должна меняться от меньшей к большей и наоборот.
  • Повторный, когда постоянное выполнение упражнения происходит через определенные промежутки отдыха.
  • Интервальный, которому также свойственны повторения. Однако отдых после упражнения строго регламентируемый.
  • Круговой, который является отражением последовательного выполнения упражнений. Они затрагивают все группы мышц и функциональные системы. Для каждого упражнения отводятся места (станции), которые расположены по кругу.

Игровой:

Характерная особенность метода – использовать упражнения во время игры. Ему присущи эмоциональность, творческая активность, быстрота реакции. Какая-либо регламентация отсутствует.

Соревновательный:

Он заключается в соревновательном моменте на занятиях, где каждый учащийся стремиться стать первым.

лыжные соревнования детей
Хочется отметить, что средства и методы нужно употреблять вместе,, а также методические принципы физического воспитания только в совокупности обеспечивают формирование гармоничного и здорового ребёнка. Ведь методологические аспекты тогда помогут добиться цели, когда будут базироваться на верных принципах.

Принципы воспитания

Итак, что подразумевают методические принципы физического воспитания?

Общие принципы системы физического воспитания базируются на занятиях спортом общества в целом.

Наряду с ними есть принципы, отражающие закономерности физического культуры. Применение их является обязательным.

Основные принципы физического воспитания:

  1. Сознательность и активность
  2. Наглядность
  3. Доступность
  4. Систематичность
  5. Динамичность.

Такие же названия имеют и дидактические принципы. Однако принципы системы физического воспитания имеют цель развить спортивные навыки детей и имеют свои особенности.

Они таковы:

Сознательность и активность. С помощью этого принципа достигается устойчивый интерес к занятиям спортом. Для этого необходимо обеспечить мотивацию, чтобы ребенок имел перед собой конкретную цель.

Наглядность. Его применяют для правильного изучения нужных движений при выполнении упражнения.

Непосредственная наглядность предполагает показ упражнений перед выполнением. Параллельно с ней можно использовать пособия, технические средства обучения, действия имитационного характера. Часто наглядностью считают и восприятие мира с помощью слуха. Таким образом дополняется зрительное ощущение.

Доступность. Перед выполнением упражнений преподаватель объясняет в доступной форме суть задания. Обязательно нужно учитывать возраст детей, уровень их спортивной подготовки, а также принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания. Применение данного принципа вовсе не означает, что задания должны быть очень простыми. Их задача – обеспечить посильными упражнениями всех учащихся.

Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания базируется на четком распределении нагрузки, отражая возраст детей. Ведь младший школьник не сможет осилить нагрузку, которая доступна для старшеклассников.

Систематичность базируется на регулярных занятиях, с грамотно распределенными промежутками отдыха и работы.

Динамичность предусматривает постепенное увеличение нагрузок. Двигательные задачи должны постепенно усложняться, объем и интенсивность – увеличиваться.

Какой методический принцип физического воспитания предполагает занимать лидирующие позиции в воспитании? На этот вопрос нет однозначного ответа, ведь все они взаимосвязаны и служат единой цели. Нельзя использовать только один принцип. Это навредит процессу воспитания.дети наше будущее

Необходимо отметить и реализацию общеметодических принципов физического воспитания. Ведь главным форматом использования физического воспитания является учебное занятие. И здесь преподаватель может с легкостью применить все известные ему способы, показав свою компетентность.

Очень важно на занятиях по физическому воспитанию совмещать общеметодические принципы и средства, а также методы, регламентирующие деятельность преподавания физкультуры. Специфические принципы физического воспитания на уроках — это активная, практическая деятельность.

Важно менять средства и методы, общие принципы физического воспитания, вводить новые формы, используя систематичность при их применении. Только тогда методы воспитания будут работать.

Adblock detector