Музыкальное воспитание как средство развития гармоничной личности

В музыке, как и в танце, есть что-то магическое, необъяснимое, таинственное. Удивительно, но впервые человек начинает «воспроизведение» звуков еще в младенческом возрасте, когда мелодично произносит свое первое «агу». Еще несколько месяцев взросления, и малыш начинает вдохновенно петь, иногда без слов, но всегда отдаваясь ритму, покачиваясь или взмахивая руками. Он с радостью извлекает звуки из любых, попавшихся под руку инструментов. Он дудит, стучит, мычит, с удовольствием «добывая» такие разные звуки.

Почему детям так нравится музыка, что такое музыкальное воспитание, нужно ли оно современным детям? Стоит ли заниматься музыкой, если вы не планируете связывать будущее своего ребенка с этим направлением в искусстве? Обо всем этом по порядку расскажем в нашей статье.

Необходимость эмоциональной культуры

Все родители хотят видеть своих детей успешными. В это определение входит, прежде всего, материальный достаток и карьера. Только вот после многолетних обучающих методик, отличных результатов успеваемости, стремительного роста по карьерной лестнице оказывается, что такая умная девочка совсем не умеет любить, дружить, а крайне перспективный мальчик не понимает, как строить семью, укреплять отношения. Почему часто дети, получившие блестящее образование, совсем не умеют чувствовать, сопереживать, любить? Дело здесь, конечно, не только в музыке. Проблема кроется намного глубже: акцент на рациональное часто не дает развиваться духовности, что пагубно отражается на личности самого человека.

Музыка учит чувствовать прекрасное без объяснения его красоты. Она «работает» на подсознательном уровне. Ребенок, который научился слышать сердцем, не нуждается в объяснении прекрасного, он чувствует красоту будничного дня, способен радоваться каплям дождя или восторгаться мощью снежной бури. Он слишком хорошо знаком с эмоциями, поэтому знает, как справится с ними самому и помочь другим. Ведь неслучайно, начиная с самых древних времен, занятия музыкой были включены в обязательную программу обучения. Считалось, что умение играть на инструменте, петь, танцевать – такая же неотъемлемая часть учебной программы, как математика или языки.

Многочисленные исследования доказали, что ежедневное прослушивание классической музыки повышает психологическую устойчивость, интеллект, улучшает восприятие сложной логической информации. Так почему же не использовать такое мощное оружие в деле воспитания всесторонне развитой личности? Ведь у малышей совсем нет знаний и опыта, зато эмоциональный мир огромен и многогранен. Ребенок очень тонко ощущает ложь, искренность, доброту, злобу. Музыка как уникальный вид искусства способна сохранить эту обостренность чувств и у взрослого человека.

Музыкальное воспитание – база, на котором взращивается все эстетические и нравственные начала. Это важная грань в развитии гармоничного и счастливого человека.

Немного теоретических познаний

Главная составляющая музыкального воспитания – постоянное взаимодействие с музыкой. Оно осуществляется для развития культуры в четырех направлениях:

  1.  Эмоциональность. Малыш учится активно реагировать на произведение, выделять его идейное содержание.
  2.  Ощущение и восприятие. Обучение ребенка воспринимать структуру произведения целиком, различать тембры, ритм и темп.
  3.  Правильный выбор. Воспитание хорошего вкуса при выборе музыки.
  4.  Самостоятельное воспроизведение. Обучение игре на музыкальном инструменте.

Музыканты утверждают, что чувство ритма развивается при регулярных занятиях, поэтому не стоит «списывать со счетов» вашего малыша, если он не всегда «попадает» в такт музыке. Также музыкальное воспитание позволит развить в ребенке еще два компонента понимания музыки:

  • Умение различать лады;
  • Представлять мелодию на слух.

В процессе занятий у ребенка формируются такие навыки:

  • Эмоционально реагировать на музыкальное сопровождение;
  • Развивать эмоциональную память и мышление;
  • Уметь различать все компоненты музыки: лад, гармонию, тембр.

От чего же зависят музыкальные способности и что это такое?

Вы можете с уверенностью утверждать, что ваш малыш музыкален, если он проявляет следующие качества:

  • Постоянно эмоционально реагирует на музыку;
  • Внимательно и сосредоточено слушает музыкальное произведение или пытается сделать под него какие-либо движения (танцует);
  • Испытывает потребность в музыке;
  • Имеет конкретные музыкальные предпочтения.

Следует отметить, что большинство детей проявляют свои способности в самом юном возрасте. Уже в шесть месяцев они не только реагируют на музыку, но и распознают ее источник и характеристики (громкость, тембр, интонации). Малыш радостно, активно двигается под веселую музыку, а засыпает под медленную.

Второй год характеризуется двигательной активностью, желанием двигаться в такт со звуками. Это время первых «авторских» песен.

С трех лет малыша важно вовлекать в процесс извлечения звуков, дать ему возможность участвовать в процессе игры на инструментах.

К четырем годам под воздействием музыкального воспитания малыш должен различать музыкальные инструменты по их специфическим характеристикам. В это время он уже умеет сопоставлять музыку по громкости, тембру и скорости.

К пяти годам интеллектуальные и эмоциональные возможности ребенка позволяют ему четко разграничивать музыкальный окрас и характер произведений. Хорошо развитая мелкая моторика позволяет начать занятия игры на музыкальных инструментах. Это отличное время для занятий пением.

Семь лет – возраст, когда малыш воспринимает произведение как целостную структуру, ведь к этому времени у него уже сформировался художественный вкус.

В любом детском возрасте музыкальное воспитание ставит перед собой такие задачи:

  • Содействовать развитию музыкального интереса, потребностей к прослушиванию музыки;
  • Стимулировать музыкальный слух и вкус;
  • Расширять музыкальные представления малыша;
  • Обогатить словарный запас музыкальными терминами и понятиями;
  • Развивать навыки эмоционального восприятия музыки;
  • Обучать созидательную музыкальную деятельность.

Ориентируясь на поставленные задачи, педагоги и родители могут использовать такие методы воспитания:

  • Наглядно-слуховой (произведение прослушивается и анализируется с использованием мышления, эмоций, чувств);
  • Словесный (взрослые поясняют и раскрывают сущность понятий, явлений);
  • Художественно-практический (отражение прослушанного произведения: пение, танец, игра на музыкальном инструменте).

В методической литературе выделяют еще одну классификацию методов музыкального воспитания, основанную на активности участников воспитательного процесса.

  • Метод прямого воздействия, когда ребенок обучается, используя образец, с соблюдением всех представленных инструкций;
  • Метод проблемного обучения, когда перед малышом ставится проблема, которую он решает, используя свои творческие способности самостоятельно или при незначительной помощи взрослого.

Выбор метода воспитания зависит исключительно от индивидуальных способностей малыша, его пристрастий, опыта на музыкальном поприще.

Чтобы музыкальное воспитание было успешным, педагогам и родителям нужно придерживаться следующих принципов:

  • Используйте только комплексный подход воспитания, решая сразу несколько воспитательных задач в развитии ребенка;
  • Вводите новый материал постепенно;
  • Регулярно повторяйте пройденное;
  • Занимайте в системе.

Независимо от того, какой метод воспитания вы выбрали, всегда учитывайте возраст и индивидуальные способности ребенка.

Воспитание музыкой в семье

Семья – начало любого воспитательного процесса. Образ жизни родителей, их увлечения, интересы – база, на которой формируется сознание ребенка. Конечно, глупо просить родителей, предпочитающих слушать рок, после рождения малыша переключиться на прослушивание исключительно классики. Однако «подкорректировать репертуар» в этом случае придется. Детям противопоказана громкая музыка с преобладающим звучанием ударных инструментов. В период внутриутробного развития и первых двух лет жизни малыша лучше для музыкального воспитания использовать классику.

 

Перечислим задачи музыкального воздействия на ребенка, которые нужно решить родителям в процессе воспитания:

  • Обогащать духовный мир малыша;
  • Развивать творческие способности;
  • Ускорять и гармонизировать общее развитие;
  • Воспитывать чувственное и эмоциональное восприятие мира;
  • Прививать вкус;
  • Развивать любовь к прекрасному в обыденных вещах;
  • Совершенствовать навыки абстрактного мышления;
  • Развивать нравственные качества;
  • Углублять интеллектуальные способности;
  • Обогащать словарный запас.

Специалисты считают, что в раннем детском возрасте предметом музыкального воспитания должны стать следующие произведения:

  • Классические;
  • Народные;
  • Песни, написанные специально для детей.

Методы музыкального воспитания в семье весьма разнообразны. Их выбор зависит от характера и темперамента родителей, их образа жизни и привычек. Приведем пример самых популярных «музыкальных» методик и приемов, помогающих их реализовать:

  1. Взаимодействие детей и родителей. Основной прием – убеждение средствами музыки. Родители, прежде чем знакомить малыша с произведением, должны несколько раз прослушать его самостоятельно и четко определить идейное содержание. Затем, слушая мелодию с ребенком, взрослые поясняют ее главную мысль. Прием направлен на усиление восприятия музыки, лучшего усвоения ее средств выразительности ребенком.
  2. Метод упражнений. Родители отводят специальное время для занятий музыкой, во время которых кропотливо и терпеливо работают с произведениями.

Для развития музыкального вкуса ребенка родители могут использовать такие виды деятельности:

  • Пойте для своего малыша. Пойти вместе с ним. Так вы не только поможете ребенку совершенствовать дыхание и голосовой аппарат, но и весело проведете время, наслаждаясь общением.
  • Танцуйте с исполнителем. Ритмичные движения – источник развития слухового внимания и вдохновения. Малыш учится слышать музыку сердцем.
  • Играйте вместе на детских музыкальных инструментах. Поверьте, ваш ребенок испытает ни с чем несравнимое удовольствие! Для малышей детсадовского возраста используйте колокольчики, погремушки, ложки, дудочки. Когда юный музыкант пойдет в школу, можно приступать к обучению игре на более «серьезных» инструментах. В этом родителям поможет музыкальная школа.

Чтобы воспитание музыкой проходило максимально успешно, родителям важно соблюдать следующие условия:

  • Регулярно включайте дома музыку «полезных» для ребенка жанров;
  • Посещайте концерты, театр, оперу, любые музыкальные представления;
  • Пойте и танцуйте сами;
  • Поощряйте все попытки малыша приблизиться к искусству;
  • Не ругайте его за неудачные выступления или неправильные ответы;
  • Хвалите малыша и восхищайтесь его достижениями;
  • Следите за качеством речи ребенка, а в случае необходимости посетите специалистов, чтобы исправить нарушения;
  • Пополняйте словарный запас ребенка эмоционально-выразительной лексикой;
  • Читайте книги под музыкальное сопровождение.

Помните, что музыкальное воспитание только тогда принесет продуктивные плоды, если ребенок будет заниматься с удовольствием. Не переживайте, если у него не все получится сразу, ведь путь к успеху всегда тернист. Главное, не препятствуйте занятиям малыша музыкой, даже если вы считаете, что у него не получается «чисто» исполнить арию. Возможно, он просто получает удовольствие от воспроизведения звуков. А это самое главное. Не так ли?

Adblock
detector