Принципы воспитания в общей педагогической системе, их характеристика

Формирование личностных качеств человека продолжается всю его сознательную жизнь. При этом развитие происходит под воздействием множества факторов, в том числе, воспитания и самовоспитания.

Содержание процесса воспитания предусматривает планомерное, целенаправленное и регулярное воздействие на сознание, интеллектуальные возможности и эмоции воспитанника через принципы воспитания.

Понятия содержания

Характеризуя сущность процесса воспитания, в первую очередь необходимо отметить его социальную базу. Воспитательное воздействие происходит только в общественной среде. При этом оно зависит от изменений в социальном сознании и практически во всем подчинено ему. Учитывая это, на государственном уровне создаются специальные учреждения образования и воспитания, которые призваны воздействовать на формирование личности.

Выработка условных рефлексов на психологическом и эмоциональном уровне, приводящая к стереотипному поведению, формирует характер человека, который является отражением процесса воспитания.

Сущность процесса воспитания состоит в том, чтобы целенаправленно создавать привычку через рефлексы. То есть воспитатель, который систематически проводит воспитательную работу по определенному направлению, вырабатывает навыки правильного поведения через личностное восприятие. При правильном воздействии ребенок постигает суть социальных запросов общества сам с помощью методов одобрения или порицания со стороны педагогов.

Так, правильные с точки зрения общества поступки подкрепляются похвалой окружающих. А те действия, которые противоречат требованиям социума, порицаются, вызывая негативную ответную реакцию, и постепенно закрепляются в сознании как неправильные.

Безусловно, воздействие на развитие ребенка сводится не только к выработке условных рефлексов. Ведь особенности процесса воспитания и состоят в учете всей многогранности личности: воли, мотивов, потребностей и т.д. Однако теория условно-рефлекторного воздействия является основополагающей в воспитании.

Закономерности воспитания проявляют себя в двух взаимосвязанных направлениях: интериоризации и экстериоризации.

Первое заключается в переводе социальных норм, которые являются вначале чуждыми, внешними ценностями, в психологическое кредо личности. После того, как внешние нормы становятся внутренней потребностью, человек может уже сам делиться полученным опытом и знаниями с окружающими, то есть наступает обратный процесс – экстериоризация.

Так, в тесном взаимодействии «отдачи» и «принятия» опыта происходит развитие личности.

Современные тенденции

С начала прошлого века ключевое понятие в педагогике было видоизменено. Связано это с тем, что воспитание уже нельзя было воспринимать в качестве руководства, оно обязано строиться на сотрудничестве.

Воспитание на современном этапе четко регламентирует, что воздействие на ребенка должно быть основано на взаимодействии двух сторон, где он выступает в роли самостоятельного члена общества, способного принимать решения и нести ответственность за свои поступки.

Здесь необходимо отметить, что речь идет о воздействии социальном, то есть том, которое происходит в учреждениях образования.

Так, в семье развитие ребенка происходит под влиянием опыта родителей, их представлениях о нужности и правильности запросов общества. Как правило, воздействие в семье происходит стихийно, исходя из мировоззрения взрослых.

Именно поэтому педагогический коллектив строит свою работу на тесной взаимосвязи с семьей, чтобы решать поставленные задачи совместно.

В современной педагогике есть термин «педагогическая среда», который предусматривает вовлечение в процесс воздействия на формирующуюся личность как можно больше людей из его окружения и базируется на решении общих целей и задач.

Итак, современное системное построение процесса воспитания заключается в систематическом, непрерывном взаимодействии, тесном сотрудничестве между всеми участниками педагогического воздействия, которое осуществляется в рамках учреждений образования.

Составляющие части процесса

Воздействие на воспитанников как процесс имеет свои составные части и этапы.

Структура процесса воспитания состоит из важных компонентов, которые отражают ее суть.

Концепция системного построения процесса формируется на вычленении структурных частей и определении функциональных связей между ними. Так, при видоизменении цели поменяются и другие компоненты воспитательного воздействия: методы, формы и приемы.

Следовательно, структура процесса воспитания представляет собой совокупность частей, без которых его функционирование будет невозможным.

Перечислим составные части воспитания, на которых базируется вся система:

  • Постановка целей;
  • Определение содержания;
  • Организация сотрудничества участников процесса;
  • Оценивание и анализ результата процесса.

Необходимо отдельно остановиться на еще одном компоненте, который в полной мере отражает сущность процесса – коммуникативное воздействие. Благодаря ему, происходит взаимодействие воспитателя и воспитанника. Без общения нет воспитания, поэтому данную характеристику необходимо отнести к важным компонентам.

Этапы процесса воспитания находятся в тесной взаимосвязи. Более того, под воздействием друг друга они могут видоизменяться или дополняться. Сам процесс представляет собой цикличное движение, которое подразумевает решение определенных задач, возникающих в ходе воспитательного воздействия.

Данные компоненты структуры способны образовывать систему воспитания на любом уровне: страны, региона, школы, семьи. При этом современная педагогика настаивает на том, что управленческая деятельность в данном процессе недопустима. Воздействие должно опираться в большей степени на сознание, чувства ребенка через доверие и сотрудничество.

Закономерное движение процесса

Цикличность воздействия подразумевает наличие естественных закономерностей воспитания.

Общие закономерности процесса воспитания заключаются в связях педагогических проявлений, зависимости и взаимопроникновении компонентов системы, оказывающих наибольшее воздействие на качество воспитательного воздействия.

Рассмотрим общие закономерности воспитания, которые всегда есть в системе:

  1. Социальная зависимость. Все воспитательное воздействие подчиняется требованиям общества, его культурным, нравственным нормам и традициям.
  2. Тесное взаимодействие воспитывающего влияния на воспитанника и его самостоятельная работа по усовершенствованию личностных качеств. То есть воспитание извне должно привести к осознанию необходимости работать над собой всю жизнь.
  3. Зависимость закономерностей и принципов воздействия. При постановке целей педагог нацеливается на конкретный результат, который представляется как идеальный. Во время выполнения целей формируется и видоизменяется содержание, принципы и приемы.
  4. Учет влияния субъективных факторов воздействия: материальной составляющей, гигиенических условий, социального окружения, ежедневных ситуаций. В процессе воздействия данных факторов на ребенка оказывается как положительное, так и отрицательное влияние. Последнее требует воспитательной корректировки.
  5. Влияние межличностных отношений между педагогом и детьми. Если между участниками процесса сложились неприязненные отношения, процесс воспитания никогда не будет эффективным.
  6. Взаимосвязь между успехом развития и правильной организации системы воздействия. Правильная организация заключается в предоставлении ребенку возможности развиваться в различных видах деятельности, при этом ему необходимо давать право выбора. Чем разнообразнее содержание процесса, тем больше вероятности, что ребенок вырастет всесторонне развитой личностью.
  7. Связь качества и активности. Чем продуктивнее отношения между воспитанником и педагогом, тем больший интерес проявляют дети к предлагаемым видам деятельности. Следовательно, качество процесса повышается.
  8. Зависимость результативности от возрастных показателей и индивидуальных особенностей детей. Особенностью воспитания является его длительность, поэтому даже при правильной организации сотрудничества нельзя ждать результатов в кратчайшие сроки. Нужно терпеливо, в соответствии с возрастными и личностными особенностями детей добиваться поставленных целей.

Данные закономерности являются неотъемлемой частью любого процесса. Поэтому их учет – обязательный этап при составлении содержания любого процесса.

Ценностная основа процесса

Принципы воспитательного процесса обуславливают его закономерности и отображаются в его содержании.

Принципы воспитания – это главные идеи, те основания, с помощью которых отображается развитие социума и уровень его потребностей. На них базируется стратегия и методы процесса, стиль отношений его участников. Характеристика принципов воспитания рассматривается в их тесном взаимодействии на основе комплексного применения.

Принципы воспитания должны отвечать следующим требованиям:

  1. Обязательность. Принципы выступают в роли законов, нарушать которые нельзя. Нарушение этого требования приводит к снижению эффективности всего процесса.
  2. Комплексность. Использовать данные положения нужно только в комплексе, так как их отдельное применение приведет к снижению результативности.
  3. Равнозначность. Среди принципов нет главных или второстепенных компонентов. Каждый из них необходим и важен.

Классификаций и разработок принципов очень много. Связано это с тем, что все принципы воспитания образуют системы, которых тоже достаточно много. Сколько систем – столько принципов. К тому же каждый педагогический деятель воспринимает процесс по-своему и предлагает свое решение по его построению.

Одни исследователи оперируют одними и теми же принципами, расширяя или видоизменяя их границы, другие предлагают совершенно новые, основанные на определенной системе.

Рассмотрим основные принципы воспитания, на которых базируется современная воспитательная система.

  • Социальное ориентирование процесса;
  • Взаимосвязь воспитания с жизненными ситуациями, трудовой деятельностью;
  • Упор на положительные качества ребенка;
  • Разработка гуманистических методов и приемов;
  • Акцентирование на развитии личности;
  • Единство воспитательного воздействия.

Все принципы воспитания обусловлены взаимодействием воспитанника и педагога и базируются на взаимном уважении и принятии интересов друг друга.

Социальное ориентирование процесса

Основой данного принципа выступает подчинение всей деятельности системы воспитания государственным интересам. Личность формируется в соответствии с теми целями и задачами, которые ставит общество в определенный момент своего развития.

Воспитатель является государственным деятелем, который обязан выполнять заказ общества по формированию важных качеств личности.

Принцип реализуется в том случае, если происходит совпадение трех интересов:

  • Государственных;
  • Общественных;
  • Личностных.

Взаимосвязь воспитания с жизненными ситуациями, трудовой деятельностью

Личность формируется исключительно под воздействием общественных, личностных и трудовых отношений. Поэтому педагогу необходимо основывать свое воздействие на жизненных примерах, а также непосредственно включать ребенка в общественную и трудовую деятельность, чтобы у него сформировалось положительное мнение о ней.

Включение в жизненные ситуации ребенка развивает не только трудовые и общественные навыки, но и учит взаимодействовать, проявлять заботу в отношении других участников процесса. Так происходит формирование и нравственно-духовных качеств.

Для того чтобы принцип реализовался в полной мере, воспитанник должен понимать и принимать следующие положения:

  • Роль труда и значение навыков экономического развития;
  • Отношение к людям, создающим материальные ценности, должно быть уважительным;
  • Значимость профессионального совершенствования, ежедневного плодотворного труда;
  • Необходимость обладания профессиональными знаниями, а также постоянного расширения общего кругозора;
  • Важность сочетания интересов личных и общественных.

Упор на положительные качества ребенка

Характеристика этого принципа проста: при работе с ребенком опираться необходимо только на его положительные качества, корректируя отрицательные.

Его философия опирается на известную психологическую модель противоречий. В каждом человеке соседствуют положительные и отрицательные качества. И от того, на какие из них будет сделан упор в процессе формирования личности, будет зависеть направление развития ребенка.

Разработка гуманистических методов и приемов

Все принципы воспитания и их характеристика сводятся к гуманистическому подходу процесса. Поэтому система должна выполнять ряд правил, следовать которым нужно неукоснительно:

  • Гуманное и справедливое отношение к личности;
  • Уважение права выбора и свободы слова;
  • Требования и указания должны быть сформулированы доступно;
  • Уважительное отношение к мнению ребенка, даже если оно противоречит указанием педагога;
  • Категорический запрет на использование физических наказаний, оскорблений и унижений ребенка;
  • Объяснение ребенку целей и задач процесса развития, конечной цели, которую нужно достигнуть.

Акцентирование на развитии личности

Любое воспитательное воздействие должно опираться на качества личности, учитывать жизненные планы, ориентиры и главные мотивы деятельности.

Данный подход рассматривается в широком спектре. Перечислим кратко основные его положения, которые необходимо знать педагогу:

  • Непрерывное изучение эмоциональных, психологических и физических изменений учащихся;
  • Постоянная диагностика и изучение настоящего уровня развития личностных качеств детей;
  • Ежедневное привлечение воспитанников к деятельности, которая ему посильна, с последующим постепенным усложнением заданий;
  • Выявление и устранение факторов, мешающих достижению поставленных целей;
  • Направление и поддержка в самовоспитании ребенка;
  • Развитие активности, самостоятельности и инициативности личности.

Единство воспитательного воздействия

Общие усилия всех членов процесса развития – гарант правильного воспитания. Семья, школа, общественность должны предъявлять единые требования и показывать достойный пример.

К принципам воспитания педагогам нужно относиться ответственно, целенаправленно изучая их и внедряя в педагогическую практику.

Способы управления процессом

Начиная с середины 20 века, в педагогической науке появился термин «технология воспитания», характеризующийся как способ, который управляет процессом и способствует его системному построению.

Современная педагогическая наука оперирует несколькими моделями технологии воспитания. Это связано с различными подходами к их содержанию и конструкции.

Технология воспитания представляет собой поэтапное воздействие, основанное на множественных приемах. Специфика технологий состоит в том, что соблюдение очередности этапов должно быть обязательным, так как от этого зависит успех воспитательной деятельности.

Рассмотрим главные признаки технологии воспитания, которые являются ее движущей силой:

  • Обязательное базирование на концепции, которая научно подтверждает истинность технологии;
  • Возможность передачи опыта другим воспитателям, то есть применение в другом ученическом коллективе;
  • Видимые результаты воздействия, которые относятся к определенной технологии;
  • Обязательная связь всех компонентов;
  • Предполагает управление процессом.

В качестве этапов технологии воспитания выступают следующие компоненты:

  • Концепция;
  • Содержание;
  • Сам процесс;
  • Оценка результатов.

Необходимо обратить внимание на классификации технологий воспитания. Их много, и каждую из них можно использовать при воспитательном воздействии.

Однако, на наш взгляд, наиболее разносторонней является классификация, к которой относятся технологии, базирующиеся на целеполагании и воспитательных методах.

  • Ценностно-ориентированные. Технологии, которые призваны развивать самосознание ребенка.
  • Адаптивные. «Приспособление» всех направлений процесса под индивидуальные потребности и возможности воспитанника.
  • Развивающие. Технологии призваны развивать все способности детей, заложенные природой: интеллектуальные, психологические, физические, эстетические и т. д.

К показателям эффективности технологий относят самоопределение и личностное развитие ребенка.

Adblock
detector