Специфика классификации методов воспитания, их характеристика
Содержание
- 1 Понятийная база
- 2 Особенности классификации методов
- 3 Классификации практиков
- 4 Классификация по направленности педагогической деятельности
- 5 Классификация по целостному подходу к деятельности педагога
- 6 Методическая классификация по навыкам самоуправления
- 7 Классификация по средствам воспитания
- 8 Беседа на этические темы
- 9 Игра как развитие творческого воображения
- 10 Условия выбора
Воспитательная деятельность берет свое начало из глубины веков и решает «вечные» проблемы, без которых развитие молодого поколения невозможно.
Этот процесс сложный и многогранный, в ходе которого воспитателю приходится справляться с множеством типичных и нестандартных задач. Выполнить их помогают методы воспитания, классификаций которых достаточно много.
В чем сущность методов, как их использовать педагогу в повседневной работе, какие классификации этой важной составляющей работы педагога существуют, расскажем в нашей статье.
Понятийная база
Вся воспитательная деятельность направлена на всестороннее развитие гармоничной личности. Учитывая сложность поставленной задачи, педагог должен использовать определенные способы взаимосвязи с детьми. Эти способы и называются методами воспитания.
Несмотря на то, что ключевым словом в определении является «взаимосвязь», процесс воспитания базируется на четких руководящих действиях педагога, который является его организатором. Он, исходя из интеллектуальных, духовных и возрастных особенностей детского коллектива, выбирает те способы, которые подходят для определенной группы детей.
Любой метод имеет равнозначные составляющие, с помощью которых происходит непосредственное решение поставленных задач. Приемы – компоненты методов, подчиняющиеся им и имеющие вспомогательный характер. С их помощью реализуются цели воспитательного процесса. Поэтому один и тот же прием можно использовать в разных методах.
К тому же методы и приемы настолько взаимосвязаны, что могут в определенных ситуациях заменять друг друга. То есть, для одной педагогической ситуации метод является основополагающим моментом для решения поставленных задач, а в других выступает лишь средством для достижения целей.
Следовательно, приемом в воспитательном процессе называют определенные операционные действия воспитателя на ребенка. Они могут выполнять следующие задачи:
- Индивидуальное воздействие воспитателя, которое реализуется через сознание и поведение детей;
- Деталь метода, направленная на выполнение его общих условий.
Реализации методов помогают средства воспитания, которые представляют собой предметы культурных и материальных ценностей.
Все эти понятия тесно связаны между собой. Более того, нет четких ограничений по их выделению. Так, в литературе можно встретить одноименный метод в средствах и наоборот.
Тем не менее, с содержательной точки зрения воспитание классифицируется с помощью методов, которые являются главным звеном всего процесса образования и воспитания.
Особенности классификации методов
Созданный метод – это решение определенной задачи, которая возникает в процессе воспитательного воздействия. Современная педагогика представляет множество методов, с помощью которых можно реализовать практически любую цель. Однако именно их большое разнообразие иногда мешает стать на правильный путь решения важных задач. Поэтому разобраться с выбором помогает классификация методов воспитания и их характеристика.
Классификация подразумевает под собой группировку методов по важному признаку. Она позволяет выделять в них общее и частное, важное и второстепенное, теоретическую базу и практическое использование. То есть, с помощью классификации происходит правильный выбор методики, а также целенаправленное ее применение на практике.
Мы уже говорили, что любая классификация базируется на выделении общих единых признаков. В случае с методикой, дело обстоит сложнее, так как многогранность этого процесса обуславливает различие подходов к классификации методов.
Одни классификации пригодны лишь для теоретического ознакомления, другие с успехом решают сложные практические задачи. Но в большинстве случаев все они нечетко выражают логические обоснования выделения методов, так как базируются не на одной конкретной характеристике, а на нескольких.
Сущность методов воспитания и их классификация представлены в работах многих педагогических деятелей. Рассмотрим самые популярные из них.
Классификации практиков
Н. Е. Щуркова предлагает классификацию, которая базируется на практическом подходе работы педагога и выделяет следующие группы методов:
- Убеждения. Методы, которые формируют сознание и представления воспитанников, с их помощью происходит информационный обмен.
- Упражнения. Они помогают педагогу воздействует на поведение детей, стимулируя практическую деятельность и позитивное отношение к выполняемым действиям.
- Оценка. Обучение навыкам самоанализа и самооценки.
Весьма популярна классификация, в которой в качестве основы взят социальный опыт воспитанников. Ведь формирование мировоззрения происходит через восприятие собственной позиции, отношений «я/окружение». В этом случае методы группируют следующим образом:
- Накопление и формирование опыта через социализацию (требование, личностный выбор, упражнение, пример, поручение).
- Осмысление уже приобретенного социального опыта воспитанниками. Приобретение навыков мотивационного поведения. В данном случае методы базируются на вербальном общении (лекция, рассказ, диспут).
- Помощь в самоопределении и самопознании, обучение навыкам рефлексии, способности выделять собственные достоинства и недостатки (самопознание, самоизменение, взаимопонимание).
- Возможность коррекционных и стимулирующих действий по отношению к воспитательному процессу и к самой личности. Это, так называемые, методы поддержки взрослых, которые направляют, поощряют или наказывают. С их помощью меняют поведенческую линию ребенка, учат верить в свои силы, осознавать ценность себя как личности (ситуация успеха, наказание, соревнование, поощрение).
Классификация по направленности педагогической деятельности
Начало 80-ых годов 20 столетия ознаменовалось появлением новой классификации, создателем которой стали Т. Е. Конникова и Г. И. Щукина. Главный критерий отбора методов в ней базируется на деятельности воспитанника.
- Влияние на сознание ребенка.
Главный метод в этом разделе – убеждение. Функции убеждений состоят в том, чтобы формировать практические и теоретические знания о нравственности, труде, социуме. Они направлены на выработку собственных взглядов и убеждений, умений анализировать свои и чужие поступки. Конечная цель убеждений состоит в трансформации ценностей общества в личные установки и правила поведения. Общение, обратная связь между воспитанником и воспитателем – главное оружие этих методов. К данной группе относятся также дискуссия, интеллектуальная игра, беседа, оценочная деятельность и другие.
- Формирование поведения в обществе и жизнедеятельности в нем.
Данная группа методического воздействия направлена на выработку устойчивых привычек правильного общественного поведения. Привычка является сознательной личностной установкой, поэтому ее формирование крайне важно в процессе воспитания. Эти формы особенно эффективны на ранних этапах воспитательного воздействия. При этом каждое действие должно сопровождаться четкими пояснениями о необходимости выполнения определенных правил.
Данная методическая группа включает в себя инструкцию, мотивацию, планирование, поручения, контроль, оценку и анализ проделанной работы.
- Стимуляция поведенческих навыков деятельности.
Данная группа базируется на соревнованиях, общественно и личностно значимых делах, поощрениях и наказаниях.
Классификация по целостному подходу к деятельности педагога
Данное разделение методов предложено Васильевой, которая выделяет следующие методические группы:
1) Диагностика воспитания нравственности (беседа, анкетирование, ситуация выбора, тестирование).
2) Целеполагание (определение важных теоретических основ и практических целей для достижения поставленных задач).
3) Развитие нравственного потенциала личности (пример, рассказ, анализ, пояснение).
4) Организация общения и трудовых действий (упражнение, воспитательная ситуация, поучение).
5) Формирование правильной оценки выполняемых действий (анализ, наблюдение, отчет, беседа).
Методическая классификация по навыкам самоуправления
1) Содержательные методы (базируются на традиционной методике).
2) Методы воздействия. Подразделяются на следующие группы:
- Прямые (инструкция, анализ, контроль);
- Параллельные (соревнование, отчетно-оценочные коллективные упражнения);
- Косвенные (намек, просьба, привлечение к процессу третьих лиц, совет, конкурс).
3) Средства воздействия (воздействие педагога, его объяснения, жизненные примеры, образцы).
Классификация по средствам воспитания
В. А. Караковский, известный педагогический деятель, обосновал свою классификацию, где характеристика методов базируется на воспитательных средствах.
Он выделил 6 групп, которые отображают практическую деятельность педагога и воздействуют на ребенка с помощью таких средств:
- Слово;
- Ситуация;
- Дело;
- Игра;
- Общение;
- Отношения.
Рассмотрим основные методы, которые педагог рекомендует использовать в процессе образования и воспитания.
Беседа на этические темы
Популярный способ воздействия на малышей, обучающихся в младших классах, так как их социальный опыт еще формируется. Данный метод позволяет обсуждать проблемы нравственного характера, которые происходят в повседневной жизни малышей. Через беседу в свободной форме дети рассказывают обо всем, что их тревожит, делятся впечатлениями и находят ответы на волнующие их вопросы.
Целью данного метода является формирование нравственных позиций и убеждений с точки зрения общественной морали. Чтобы эта цель была достигнута, педагогу нужно придерживаться следующих правил:
- Диалог – лучшее средство данного метода. Ребенок должен уметь не только слушать и воспринимать слова оппонента, но и доказывать свою точку зрения, уметь отстоять свою позицию.
- Содержательная база беседы строится с учетом возрастных и личностных особенностей детей;
- Центральное место в диалоге должна занимать проблема, с которой дети сталкиваются в повседневной жизни;
- Педагог поощряет высказывания воспитанников и помогает им в ведении беседы наводящими или проблемными вопросами. Его задача – обеспечить иллюстрацию решения поставленной проблемы с помощью жизненных примеров, фактов биографии известных людей, литературных произведений.
- Любая беседа основывается на жизненном опыте школьников и строится исключительно исходя из тех проблем, которые волнуют детей.
- Педагог обязан сохранять нейтралитет, тактично и доброжелательно руководить процессом.
- Воспитание нравственности – это, прежде, всего воздействие на эмоциональную сферу детей. Поэтому беседа должна быть интересной и увлекательной.
- Подвести итоги беседы должны сами воспитанники.
Отдельно хотелось бы остановиться на структуре беседы. Сразу оговоримся, что в этом плане нет четкого руководства к действию, так как беседа не является уроком с конкретными методическими рамками. Педагог выстраивает работу в соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед ним и классным коллективом на данный момент.
Приведем примерную композиционную схему беседы:
- Объявление педагогом темы беседы, аргументация ее выбора;
- Мнения учащихся по поводу актуальности выбранной тематики;
- Анализ ответов воспитанников педагогом и разъяснение им правильности или ложности суждений;
- Демонстрация иллюстративного материала на примерах из жизни;
- Обсуждение и анализ представленного иллюстративного материала;
- Решение нравственных проблем, возникших в классном коллективе, через призму обсуждаемой темы;
- Рефлексия.
Игра как развитие творческого воображения
Из истории педагогической науки известно, что игра – самый действенный метод воспитательного воздействия на все грани личности. Она развивает воображение, интеллектуальные способности, прививает нравственные и трудовые навыки.
Причем, вопреки распространенному мнению, что игру используют только для развития детей младшего возраста, данный метод весьма эффективен для педагогического воздействия и на старших воспитанников.
В педагогической литературе выделяют несколько важных функций игры:
- Социокультурную;
- Коррекционную;
- Коммуникативную;
- Реализующую личностные возможности;
- Терапевтическую.
Учитывая то, что в процессе игровой деятельности, дети подчиняются определенным правилам, происходит формирование дисциплинарных навыков. При этом ребенок добровольно принимает эти правила, примеряя на себя выбранную социальную или психологическую роль.
Во время игры ребенок неосознанно проявляет свой скрытый потенциал, демонстрирую природные способности, постепенно превращая их в важные навыки и привычки. С помощью игры происходит самый важный этап воспитательного процесса: переход социальных норм в личностные потребности.
Мы не случайно упомянули о том, что игровой метод можно использовать и с детьми старшего возраста. Подходя к подростковому возрастному рубежу, дети часто проявляют негативизм к требованиям взрослых. Поэтому вовлечение в воспитательную игру поможет подростку легче воспринимать требования педагога.
Условия выбора
При выборе методов воспитания важно руководствоваться социальными запросами и нравственно-этическими нормами. Какой метод выбрать, педагог решает сам, исходя из каждой конкретной ситуации. К тому же нужно помнить, что воспитательный процесс – отражение жизненных проявлений, поэтому он изменчив и непредсказуем. Следовательно, педагогу не только можно, но и нужно менять методы воздействия на детей, если того требует педагогическая ситуация.
Не существует идеальных методов, которые помогут решить все задачи воспитания. Точно так же нет и плохих, неэффективных методик. Ведь базу воспитательного процесса составляют не методы воспитания, а их комплекс. Следовательно, выбор методов – процесс, который подчиняется множествам факторов, среди которых цели и задачи воспитания, его содержание и конкретная педагогическая ситуация.
Перечислим факторы, с помощью которых происходит выбор методов:
- Целеполагание и задачи воспитательного процесса;
- Содержательная составляющая;
- Индивидуальные и возрастные показатели;
- Сформированность детского коллектива;
- Средства воспитательного процесса;
- Уровень педагогического мастерства воспитателя;
- Количество отведенного времени на решение поставленных задач;
- Ожидаемая результативность.
Главное правило при выборе системы методов воспитания – гуманное, уважительное отношение к ребенку, основанное на принципах сотрудничества.
Их эффективность проявляется через такие составляющие процесса:
- Прямое и косвенное воздействие на ребенка;
- Создание таких условий, в которых воспитанник вынужден менять свое отношение к действительности;
- Поощрение и пропаганда мнения общественности;
- Формирование ученической деятельности, основанное на коммуникативных взаимоотношениях;
- Создание оптимальных условий для получения ребенком необходимой информации;
- Знакомство и активное содействие развитию культурных и нравственных ценностей посредством погружения в мир искусства и культуры.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что методика воспитательного воздействия – сложный многогранный процесс, где использование методов будет эффективно только в их комплексном взаимодействии. Поэтому педагоги-практики всегда имеют в своем арсенале несколько систем методических приемов, позволяющих эффективно и всесторонне воздействовать на подрастающую личность.