Патриотическое воспитание: сущность, проблемы, методы достижения цели
Вопрос патриотического воспитания всегда «контролировался» на государственном уровне: ведь защитить и приумножить богатства Родины сможет только человек, который искренне любит ее. В чем сущность этого направления в педагогике? Почему оно стоит в одном ряду с нравственным и трудовым воспитанием? Как и, главное, зачем воспитывать патриотизм в современных детях? На эти и другие, не менее важные вопросы попробуем найти ответ в этой статье.
Сущность вопроса
По определению Википедии, патриотизм – чувство любви к Родине, умение подчинить личные интересы общественным, государственным. Говоря о Родине, следует четко понимать, что это понятие широкое. Слово употребляется в нескольких смыслах, каждый из которых тесно связан с другим. Перечислим самые употребляемые из них:
- Территория проживания;
- Местная природа;
- Специфика языка и бытовых отношений;
- Организация социально-общественной жизни;
- Расовая связь;
- Общность исторического прошлого.
Все эти составляющие слова «Родина» способствуют тесному взаимодействию людей, живущих на одной территории, формированию их духовного единства. Это значит, что задатки патриотизма возникают у детей на подсознательном, неосознанном уровне. Ведь даже животным свойственно охранять свою территорию, так как по-другому они не смогут обеспечить свое выживание.
Однако человеческое отношение к патриотизму несколько отличается от животных инстинктов. Интуитивная потребность любви ко всему, что окружает малыша в жизни, требует дальнейшего развития, в некотором роде подтверждения. В этот момент в дело «вступает» воспитание, которое призвано приобщить ребенка к родному языку, культуре, социальным особенностям, наполняя понятие «патриотизм» осознанным смыслом.
Осознанный патриотизм включает в себя такие позиции:
- Любовь к постоянному месту жительства или рождения, забота о нем. Уважение к местным особенностям социальных отношений. Сохранение трепетного отношения к данной территории.
- Уважение к истории, предкам и традициям. Искренняя терпимость к землякам.
- Ежедневные дела, связанные с благополучием Родины, ее обустройством. Они могут быть совершенно разными, начиная от уборки своего двора и заканчивая культурным, материальным, промышленным развитием деревни (города), области, страны.
Кто же должен заниматься этим вопросом? Патриотическое воспитание «стоит» на трех китах, которые тесно связаны между собой, дополняя друг друга: семья, педагогические организации, общество.
Оспаривать влияние какой-либо отдельно взятой системы воспитательного процесса на психологическое взросление детской личности бессмысленно. Несмотря на тесную связь, каждая из них имеет свои специфические особенности и методы воздействия. Повлиять на этих «китов» патриотического воспитания может только одна система – общественное мнение, которое и формирует отношение людей к большой и малой Родине.
Поговорим о том, что представляет собой каждая из составляющих патриотического воспитания.
Семья и сила ее влияния
Патриотизм – понятие тонкое, глубокое и очень личное, несмотря на глобальность поставленных им задач. Наверное, именно поэтому семья является основоположницей самых важных патриотических чувств, которые зарождаются у маленького гражданина. На личном примере родители показывают, как нужно «правильно» любить Родину. Звучит немного парадоксально, не правда ли? Разве уместно в отношении любви использовать такие эпитеты? В отношении чувства патриотизма, думаю, да.
Раньше призывали «отдавать» Родине все, начиная от чувств и заканчивая жизнью. Такую установку нельзя назвать правильной. Страну, большую или малую Родину, составляют ее население. То есть Родина – это люди, которые проживают в ней. Разве может быть счастлива страна, в которой отдельно взятый человек несчастлив? Нет! Значит, истинный патриот тот человек, который стремится быть счастливым сам и помогает добиться счастья другим.
Именно в этой позиции состоит, на наш взгляд, специфика «правильного» патриотического воспитания в семье. Ребенок должен понимать, что защитить свою Родину, приумножить ее богатства можно только в том
случае, если отдельно взятый гражданин будет соблюдать следующие правила:
- Заботиться о своем физическом, психологическом и интеллектуальном здоровье;
- Получать достойное воспитание и образование;
- Заботиться обо всех членах своей семьи, с уважением к ним относится;
- Знать историю своей семьи, города (деревни), области, страны;
- Поддерживать веками установленные традиции, создавать новые;
- Стремиться улучшать свое благосостояние и уровень жизни;
- Совершенствовать культуру поведения, образ жизни;
- Содержать в чистоте свое жилище, двор, улицу, город;
- Участвовать во всех патриотических, социальных и других мероприятиях, направленных на улучшение жизни в городе, области, стране.
В процессе семейного воспитания важно не только опираться на принципы патриотизма, но и не нарушать общечеловеческие ценности. Малыш с самых ранних лет должен знать правило пяти «не»:
- Не обижай людей, не похожих на тебя;
- Не смейся над чужими традициями и нравами;
- Не оскорбляй чужую для тебя семью, ведь она для кого-то родная;
- Не сквернословь, уважай родную речь;
- Не искажай историю, ведь ее творили живые люди, поэтому в ней есть хорошие и плохие стороны.
Семья – самая благодатная почва для развития у ребенка патриотизма по трем причинам:
- Это самый первый коллектив, в котором ребенок учится взаимодействию с другими людьми. Его составляют самые близкие и родные люди, которым малыш безоговорочно доверяет.
- В семье первые годы жизни ребенка происходит безоговорочное подражание взрослым.
- В семье воспитательный процесс не прекращается ни на минуту, являясь цельным и непрерывным.
Постепенно ребенок начинает посещать другие социальные группы: детский сад, школу, кружки и секции. Новые социальные группы продолжают формирование осознанного патриотизма в другом, «общественном» ключе. Однако во многом эффективность этого воздействия вес равно определяет семья и ее установки, данные ребенку в раннем детстве.
Детский сад и школа
В период дошкольного возраста происходит первый этап становления ребенка как личности. Малыш учится осознавать себя частью социума, «вливаясь» в детский коллектив. Поэтому задача воспитателей детского сада – максимально приобщить малышей к соблюдению нравственно-моральных норм. Важной составляющей этого направления в воспитании является развитие патриотических чувств у детей.
Цели патриотического воспитания в дошкольном учреждении:
- Учить малыша осознавать себя полноценной личностью, имеющей права и обязанности;
- Прививать чувство уважения к семье и семейным традициям;
- Формировать чувство гордости за свою малую и большую родину;
- Воспитывать толерантное отношение к людям других национальностей и вероисповедования.
Так как дошкольники в силу возрастных особенностей не могут осознать глубину и целостность понятия патриотизм, основную работу в этом направлении выполняет школа.
В учреждении образования процесс патриотического воспитания становится целенаправленным и комплексным. Задача воспитания патриотизма в школе – подготовить ребенка к жизни в социуме. Цели процесса следующие:
- Научить детей взаимодействовать с другими членами общества;
- Прививать трудолюбие как главный ценностный ориентир;
- Формировать ответственное отношение к общественной жизни;
- Воспитывать ответственность за принятый нравственный и правовой выбор.
Работа по выбранному направлению патриотического воспитания должна вестись в школе постоянно во время учебных занятий и в процессе внеурочной деятельности.
В заключении следует отметить, что главная задача всех действующих направлений патриотического воспитания – воспитать у детей осознанное чувство любви к Родине. Молодое поколение должно осознавать, насколько важно его участие в жизни страны, знание истории и традиций. Только осознанная преемственность, целенаправленная работа всех институтов образования, семьи и государства в целом может скоординировать работу по патриотическому воспитанию, сделав ее плодотворной и действенной.