Трудовое воспитание как важный элемент воспитательной сиcтемы

Владение трудовыми навыками, знаниями о производственных процессах и способах достижения результата труда – качества современного всесторонне развитого человека. Поэтому воспитание трудолюбия является одним из приоритетных направлений в семейном воспитании и системе образования.
работник
Трудовое воспитание основывается на следующих позициях:

  • Развитие навыков трудовой деятельности;
  • Способы овладения орудиями труда;
  • Особенности производственных отношений;

Воспитание как трудовое действие предусматривает развитие не только трудовых качеств, но и творческого потенциала личности.

Семья и труд

Трудовое воспитание берет начало в семье, где ребенок знакомится с простейшими навыками деятельности и узнает об обязанностях каждого члена маленькой социальной ячейки.

С первых лет жизни важно вовлекать малыша в совместную деятельность, прививая навыки самообслуживания, давать небольшие поручения. Важно грамотно составить режим дня ребенка, где будет отведено место для регулярных обязанностей, которые кроха должен выполнять.

Главная задача семьи – воспитывать уважительное отношение к труду и людям различных профессий. С помощью семейного воспитания происходит развитие таких качеств:
совместная уборка

  • Трудолюбие;
  • Навыки экономического мышления;
  • Основы предпринимательской деятельности;
  • Дисциплинированность;
  • Ответственность.

Привитие этих качеств содействует выбору профессионального пути в будущем. Ребенок должен осознанно и эмоционально ориентироваться на особенности будущей профессии, развивая и совершенствуя те навыки, которые необходимы для реализации поставленной цели.

Выбор профессии является важным этапом самоопределения ребенка. Будущая специальность должна соответствовать потребностям и особенностям характера, чтобы в дальнейшем результаты деятельности приносили удовлетворение.

семейная кухня

Виды трудовой деятельности

Трудовое воспитание базируется на взаимосвязи школы, семьи и общества. Все эти институты должны максимально содействовать вовлечению ребенка в трудовую практику, способствовать развитию личностных качеств, помогающих воспитанию трудолюбия.

Весьма эффективно привитие этих качеств в коллективном труде, где обеспечивается накопление опыта поведения в обществе и формирование социальных, личных и деловых качеств.

Работая в этом направлении, не стоит забывать, что воспитательным значением обладает не сам труд, а его содержание, направленное на социальное, нравственное и интеллектуальное развитие личности, а также способность включения в социальные отношения.

Педагоги и воспитатели должны четко разделять виды труда учащихся.

Труд в быту

маленький чистюля
Это тот вид деятельности, который берет начало из семьи. В бытовых отношениях зарождается трудовая жизнь.

От воспитания в семье зависит отношения ребенка к этому виду деятельности, его желания и потребности. Именно в бытовых отношениях возникают первые трудности воспитания трудом. Родители сталкиваются с нежеланием малышей выполнять те или иные обязанности по дому. Для того чтобы такая проблема не возникла, к труду ребенка нужно приучать с самого раннего возраста.

Вначале малыш выступает в роли наблюдателя, который следит за действиями родителей дома, на приусадебном участке, во дворе. Видя ежедневный труд взрослых, ребенок неосознанно понимает его необходимость в повседневной жизни.

мытье посуды
Следующий этап в привитии трудолюбия состоит в мелких поручениях, которые кроха выполняет под руководством взрослых.

Постепенно задания усложняются, ребенок получает больше самостоятельности и способен сам реализовывать на практике полученные знания и навыки.

Учебный труд

Можно ли считать обучение в школе трудовой деятельностью? Безусловно, да. Для еще не сформировавшегося организма ребенка многочасовое нахождение за партой, которое сопровождается усиленной концентрацией интеллекта, памяти и внимания, является серьезной нагрузкой. Можно сказать, что в школьном возрасте обучение — основной вид трудовой деятельности ребенка.

Реализовывается трудовое воспитание в школе в основном во время уроков трудового обучения. Начальная школа предусматривает следующие виды деятельности:

школьная парта

  • Лепка;
  • Аппликация;
  • Уход за растениями;
  • Работа на пришкольном участке;

В среднем и старшем звене развиваются и совершенствуются навыки, расширяется кругозор по профессиональной ориентации.

Труд, направленный на пользу общества

Данная деятельность не предусматривает материального или оценочного поощрения, поэтому воспитывает у учащихся навыки бескорыстного служения обществу. Помогает приобщиться к общественным отношениям и общим коллективным делам.

Общественно-полезные дела используют в различных направлениях:
помощь детей ветеранам

  • Помощь ветеранам и пожилым людям;
  • Шефство над детскими садами;
  • Работа по обустройству и озеленению улиц;
  • Уход за памятниками старины и истории.

Все мероприятия, направленные на бескорыстную помощь, являются лучшими воспитателями социально активной личности.

Самообслуживание в школьной жизни

коллективная работа детейСамообслуживание в школьной жизни развивает у учащихся чувство коллективизма, аккуратности. С его помощью происходит закрепление навыков гигиены.

Отвечая за сохранность имущества и его внешний вид, дети чувствуют себя хозяевами школы, класса, спортивной площадки.

Дежурство в школе, целью которого является ответственность за порядок и дисциплину, считается одним из начальных навыков самообслуживания.

Производственный труд

Это вид воспитания, в котором совмещаются образование и практика, то есть подготовка к трудовым отношениям происходит в практической деятельности.

Младшие школьники осваивают трудовую практику через игру, используя инструменты, которые изготавливают специально для них. Инструменты должны соответствовать возрастным и физическим особенностям детей.

Учащиеся среднего и старшего звена работают в одинаковых условиях со взрослыми, используя те же инструменты. При этом они получают индивидуальное задание, которое выполняется согласно плану. Результаты выполнения должны быть оценены взрослыми.

Современная школа предлагает несколько способов организации трудового воспитания:

  • Формирование школьных объединений, которые отвечают за выполнение трудовых обязанностей;
  • Использование школьных традиций;
  • Поручения индивидуального характера;
  • Предоставление возможности школьникам заработать собственные деньги, путем вовлечения их в производственную деятельность школьных кооперативов.

трудовые обязанности

В заключении хотелось бы отметить, что никакие формы и методы работы не заменят личного примера учителей и родителей, трудовая деятельность которых должна являться образцом для подражания.

Adblock detector