Воспитание нравственных чувств и этического сознания у детей

Детство – начало всех начал. Это незабываемое и неповторимое время, когда ребенок учится не только ходить и говорить, но и воспринимать окружающую действительность. От того, какие отношения у него сложатся с окружающим миром, зависит его характер и поведение в будущем. Воспитание нравственных чувств и этического сознания – главная задача воспитания, основы которого закладываются в семье.

Душа маленького человека подобна цветку, который расцветает под мудрым и чутким руководством хорошего садовника. Духовное воспитание, нравственность, четкие разграничения понятий добра и зла помогут маленькому зернышку превратиться в прекрасный бутон, который своим цветением будет приносить радость окружающим.

маленький человечек

Семья и нравственность

Проблема нравственного воспитания волновала умы великих ученых, педагогов и исследователей с самых давних времен. И это неудивительно. Ведь нравственная личность служит оплотом любой государственной системы.

Главная роль в воспитании нравственных чувств принадлежит, безусловно, семье. Уклад жизни, семейные традиции и личный пример способствуют развитию или отрицанию норм морали, нравственности и добра.

Последнее время участились случаи детской преступности, подростковой наркомании и алкоголизма. Все эти случаи связаны с недостатком родительской опеки и внимания. Ведь взрослые так заняты вопросом материальных благ, что часто забывают о том, что у них есть дети.

Ребенку мало дать еду, одежду и обеспечить достойные условия проживания. Только привитие чувства прекрасного, приобщение к искусству и постоянная демонстрация нравственного поведения могут воспитывать всесторонне развитую, гармоничную личность, которая сможет добиться успеха на любом поприще.

Следовательно, воспитание нравственных чувств позволяет достигать целей, поставленных перед личностью, исключительно нравственными способами.

Как ребенок будет вести себя в сложных жизненных ситуациях, сможет ли он достойно перенести возрастные кризисы и сложности взаимоотношений с ровесниками и взрослыми зависит от семейного воспитания. Только родители, демонстрируя определенный стиль поведения, смогут донести до развивающейся личности правильность нравственных убеждений.

Влияние педагогического процесса на воспитание нравственности

Так как в семье закладываются основы этического и нравственного воспитания, школа, как основной источник образования, обязана продолжить и углубить те понятия, которые ребенок получил дома.

Переоценить роль учебного процесса в данном вопросе сложно. Развиваясь и обучаясь в социуме (а школа является той социальной средой, которая на протяжении многих лет окружает личность по мере ее взросления и развития), ребенок совершенствует свои познания в области нравственности и морали. И здесь очень важна роль учителя, который на своих занятиях решает комплекс задач, направленных на формирование личности младшего школьника или подростка, следит за их нравственным развитием.

педагог

Весьма эффективно нравственное воспитание будет в тесном взаимодействии педагогической системы и семьи. Такое сотрудничество будет плодотворным и действенным, если воспитательные действия, направленные на ребенка, будут согласованными и едиными.

Что же включает в себя нравственное воспитание? Рассмотрим основные нравственные критерии, которые должны привить педагоги совместно с родителями:

  • Выбор нравственного пути;
  • Обретение смысла жизни, основанного на этических нормах;
  • Чувства справедливости и милосердия;
  • Разъяснение понятия чести и достоинства;
  • Привитие уважения и любви к родителям и предкам;
  • Развитие чувства ответственности и долга;
  • Умение уважать чувства и достоинство других людей;
  • Забота о ближнем;
  • Помощь слабым;
  • Честность по отношению к себе и другим людям;
  • Воспитание чувства толерантности и духовной культуры;
  • Представление о вере.

Безусловно, невозможно осветить все качества духовно богатой личности, которую стремятся воспитать педагоги и семья. Однако главная задача, которую предстоит решить педагогическому коллективу, состоит в том, чтобы научить ребенка радоваться жизни во всех ее проявлениях, а также преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.

Для того чтобы демонстрировать добрые чувства к другим людям, нужно научиться понимать и принимать их позиции, представления о жизни, быть терпимыми к мнению других.

Умение признавать и исправлять собственные ошибки – важная черта духовной личности.

Весьма интересны с точки зрения нравственного воспитания авторские программы по различным учебным дисциплинам:

  1. Русскому языку и литературному чтению;
  2. Православной культуре;
  3. Светской этике;
  4. Окружающему миру.

Маленькие дети восприимчивы к тому, что видят и слышат. Они чисты душой, и нравственные позиции добра им очень близки. Задача родителей и педагогов не только сохранить эту нравственную чистоту, но и развить ее во всех проявлениях. А это невозможно без воспитания любви к своей семье, городу, стране.

Патриотизм и воспитание

Воспитание чувства патриотизма начинается с самого раннего возраста.

Родина для малыша – это дом, улица, родной город, который представляется ему большой страной. Ребенок не понимает всех масштабов патриотизма, да ему этого и не нужно. Задача родителей развивать привязанность к близким людям и родному дому, постепенно расширяя ее границы. Ведь именно в семье начинается становление гражданина.

маленький патриот

Патриотическое воспитание начинается через повседневные отношения в быту и основывается на привязанности к родным и близким людям. Семья должна показать основы крепких отношений, которые базируются на истории своего рода.

Педагогическая система продолжит развитие патриотического воспитания, заложенного в семье. Ведь образование обязано воспитывать патриотов своей страны, которые станут достойными гражданами правового и демократического государства.

Воспитание патриотизма должно основываться не только на привитии любви к родному краю, своей родины, но и на чувстве уважения к другим национальностям и религиям.

Исходя из вышесказанного, можно выделить основные задачи педагогического процесса патриотического воспитания:

  • Привитие уважения к малой Родине;
  • Развитие качеств трудолюбия;
  • Воспитание интереса к традициям родины, ее истории;
  • Формирование и постоянное углубление правовых знаний;
  • Знакомство с главными символами страны;
  • Развитие чувства толерантности.

Все эти задачи решаются педагогами на различных этапах деятельности детей:

  • На учебных занятиях;
  • Во внеурочной деятельности;
  • В трудовой практике;
  • Через социальные отношения.

Учитывая то, что для детей характерна неустойчивость внимания и быстрая утомляемость, необходимо постоянно менять виды деятельности. При этом работа по нравственному и патриотическому воспитанию должна проводиться систематически, дополняя и расширяя уже полученные знания.

Советы родителям

Вы прилагаете все усилия, чтобы ребенок вырос высоконравственной личностью, а он, придя из школы, с удовольствием демонстрирует познание в области матерных слов или замахивается на бабушку, когда она делает замечание. Почему так происходит?

Невозможно оградить детей от влияния внешних факторов. Можно бесконечно долго запрещать дружить «с этим мальчиком», который научит плохому, считая, что таким образом можно изолировать ребенка от дурного влияния. Но на смену одному плохому мальчику может прийти другой, а ваш ребенок так и не поймет как, да и зачем нужно сопротивляться этому влиянию.

показывать пальцем не культурно

Почему одни дети старательно избегают неприятностей, а к другим они просто «прилипают»? Скорее всего, потому, что у одних детей выработался своеобразный иммунитет против дурного влияния, а других малышей родители тщательно оберегали от его проявлений. Такие малыши чаще всего и становятся жертвами отрицательных привычек и плохого влияния.

Нравственное воспитание мало привить, им нужно руководить! Неверно считать, что если вы оградили дитя от худших проявлений жизни, то, повзрослев, он научится справляться с ними сам. Как-нибудь. Ведь вы же честно рассказывали ему о том, как нужно правильно поступать! Не научится. Потому что нравственность – это не теоретические познания, а стиль жизни, которому учатся только на практике. Вот почему ребенок с удовольствием произносит матерные слова, не подозревая, что это слова, которые воспитанный человек произносить не должен.

Не стоит чрезмерно оберегать ребенка, его нужно знакомить и с отрицательными проявлениями жизни. При этом грамотно руководить его поступками, вырабатывая нравственное восприятие происходящего.

Малыши легко поддаются влиянию. И взрослые должны постараться, чтобы это влияние оказывали они. Для того чтобы вырастить нравственного человека, важно в самом начале жизни заложить в его сознании важные нравственные критерии. А также научить применять их в повседневной жизни.

Успешное воспитание нравственных качеств в детстве – уверенность в зарождении нравственной силы, которая позволит не поддаться ни на какие отрицательные влияния.

Adblock
detector